АБДУРАХМАНОВ, Фуад. (Abdurahmanov, Fuad., 1915-1971)
АГА МИРЕК. (Aga Mirek., )
АДЖЕМИ, сын Абубекра. (Adzhemi, son Abubekra., )
АЗИМЗАДЕ, Азим. (Azimzade, Azim., 1880-1943)
АЛИЕВ, Гусейн. (Аliyev, Нuseyn., 1911-1991)
БАХЛУЛЗАДЕ, Саттар. (Bahlulzade, Sattar., 1909-1974)
ДЕГГАТИ, Реза. (Deghati, Reza., 1952-)
НИМАТУЛЛА, сын Бавваба. (Nimatulla, son Bawwab., )
РАХМАНЗАДЕ, Марал. (Rahmanzade, Maral., 1916-2008)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
САЛАХОВ, Таир. (Salakhov, Tair., 1928-2021)
СУЛТАН МУХАММЕД. (Sultan Mohammed., )
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ЭРИВАНИ, Мирза. (Erivani, Mirza., 1825-1875)
|
САЛАХОВ, Таир
САЛАХОВ, Таир. Портрет композитора Кара Караева. 1960 г.
САЛАХОВ, Таир.
(Salakhov, Tair., 1928-2021) азербайджанский и российский художник и график, вице-президент Российской Академии художеств, Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, Азербайджана и Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР, Азербайджана, член более 20 художественных академий и других творческих организаций мира, общественный деятель. Родился в Баку. Учился в Азербайджанском художественном училище им. А. Азим-заде в Баку (1945-1950 гг.) и Московском художественном институте им. В. Сурикова (1951-1957 гг.) у П. Покаржевского. Уже первые работы Салахова, созданные во время учебы в училище и в институте ("Волны", "Эстакада" (1955 г.), дипломная работа в Суриковском институте "С вахты" (1957 г.), привлекли внимание зрителей и специалистов. Вскоре он стал одним из наиболее выдающихся советских художников периода "оттепели" и одним из основоположников и лидеров так называемого "сурового стиля" в живописи, который был вызовом приглаженному реализму сталинского времени. В 1963-1974 гг. преподавал в Азербайджанском институте искусств им. М. Алиева в Баку (с 1973 г. профессор). С 1975 г. преподавал в Московском художественном институте им. В. Сурикова (профессор). Салахов создавал отмеченные суровой мужественностью образного строя жанровые композиции на темы жизни бакинских нефтяников, писал портреты, а также полные внутренней экспрессии индустриальные пейзажи и натюрморты. Произведениям Салахова свойственны монументальность графически чётких форм, строгая ритмизованность композиции, напряжённый, подчас подчёркнуто контрастный колорит. Работы: портрет композитора Кара Караева (1960 г.), "Ремонтники" (1961 г.; "У Каспия" (1967 г., за три названных произведения - Государственная премия СССР, 1968 г.), "Новое море" (1970 г.), графическая серия "По Апшерону" (1969 г.), оформление спектакля "Антоний и Клеопатра" Шекспира в Азербайджанском академическом драматическом театре им. М. Азизбекова в Баку (1964 г.). Большой успех имела и портретная галерея Салахова, в том числе и такие работы, как "Айдан" (1967 г.), портреты матери, "Портрет Дана" (1983 г.), а также галерея образов деятелей культуры, в частности портреты композиторов Д. Шостаковича, Ф. Амирова, художника Р. Раушенберга, актера М. Шелла, писателей М. Сабира, Р. Рзы, Г. Гессе, М. Ибрагимбекова, виолончелиста М. Ростроповича и д.р. Салахов также получил признание за свои натюрморты и пейзажи Апшерона, декорации к спектаклям, работы, выполненные в США, Италии, Мексике ("Мексиканская коррида", 1969 г.) и других странах. Внес вклад в осуществление реставрационных работ в храме Христа Спасителя в Москве, работая в художественном совете Российской академии художеств, который курировал этот процесс. Произведения Салахова хранятся во многих музейных и частных собраниях мира. С 1950-х гг. он являлся постоянным участником крупных республиканских, всесоюзных и международных художественных смотров. Его персональные выставки неоднократно проводились в Баку и Москве, а также во многих странах мира. Умер в возрасте 92 лет в Германии. |