РУДНЕВ, Лев.
АДЖЕМИ, сын Абубекра. (Adzhemi, son Abubekra., )
НИМАТУЛЛА, сын Бавваба. (Nimatulla, son Bawwab., )
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
|
РУДНЕВ, Лев
РУДНЕВ, Лев. Московский государственный университет. Главное здание. 1949-1953 гг.
РУДНЕВ, Лев. Вариант здания МГУ. Проект. 1948 г.
РУДНЕВ, Лев. Памятник Жертвам революции на Марсовом поле. 1917-1919 гг.
РУДНЕВ, Лев. Военная Академия им. М. Фрунзе. 1937 г.
РУДНЕВ, Лев. Дворец культуры и науки в Варшаве. Польша. 1955 г.
РУДНЕВ, Лев. Дом Правительства Азербайджана в Баку. 1936-1952 гг.
РУДНЕВ, Лев.
(Rudnev, Lev., 1885-1956) известный российский архитектор, художник. Ведущий практик сталинской архитектуры. Лауреат Сталинской премии первой степени (1949 г.). Педагог и организатор крупных архитектурно-проектных организаций. Автор значительных сооружений в СССР и Варшаве. Родился в Новгороде, Россия, в семье начальника новгородской Александровской земской учительской семинарии. В 1890 г. семья Рудневых переехала в Ригу. Закончил Рижское реальное училище и художественную школу. В 1905-1906 гг. обучался в Коммерческом училище Н. Миронова. В 1906 г. поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В Академии он учился живописи и архитектуре у Леонтия Бенуа и Ивана Фомина, помощником которого работал одновременно с обучением. С 1911 г. Руднев успешно участвовал в различных архитектурных конкурсах, а в 1915 г. удостоен звания архитектора-художника. Дипломная работа - "Университет в столичном городе" - выполнена в мастерской профессора Л. Бенуа. Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды - в Петрограде в 1919 г. на Марсовом поле была завершена монументальная композиция-памятник Жертвам революции по проекту Руднева. В 1920-1923 гг. находился в Бухаре, где помогал восстанавливать, повреждённый при осаде и взятии города - Арк. В 1924 г. Руднев возглавил мастерскую "Ленпроекта". Здесь им проектировались жилые дома, больницы, профилактории, клубы. В 1926 г. Руднев создаёт архитектурно-художественную часть проекта океанских теплоходов серии "Аджария": "Аджария", "Армения", "Абхазия", "Украина" (построенные в 1927-1928 гг. на Балтийском заводе в Ленинграде) и "Крым", "Грузия" (сооружённые в Киле). В 1927-1930 гг. построил школу и профилакторий в Кировском районе (совместно с И. Фоминым и др.), отличающиеся лаконизмом крупных объёмов. С 1932 г. работал в Москве. С 1934 г. Руднев руководил работой организованной им мастерской Народного комиссариата обороны СССР. В разные годы в проектных мастерских Москвы и Ленинграда с Рудневым сотрудничали архитекторы - В. Асс, О. Лялин, П. Зиновьев, М. Шепилевский, В. Мунц, И. Рожин, А. Хряков и др. До февраля 1942 г. находился в блокадном Ленинграде. После окончания Великой Отечественной войны Руднев принял активное участие в восстановлении разрушенных городов Москвы, Сталинграда, Воронежа, Риги, строил подмосковные колхозы. В послевоенной Москве он возвел ряд жилых домов, в том числе на ул. Володарского (соавтор И. Чернявский), на Садовой-Кудринской ул. (1945-1948 гг., соавторы В. Мунц и В. Асс). На протяжении всей своей творческой жизни Руднев активно участвовал в подготовке будущих архитекторов. В 1922-1948 г. - был профессором ЛВХТИ, ЛИЖСА (бывш. Академии художеств) в Ленинграде, в 1948-1952 гг. профессором МАРХИ. Руднев также являлся Действительным членом Академии архитектуры СССР. Автор здания Военной академии им. М. Фрунзе (1937 г.), административного здания на ул. Маршала Шапошникова (1934-1938 гг.) и на Фрунзенской набережной (1938-1955 гг., все три совместно с В. Мунцем) все в Москве, Дома правительства Азербайджанской ССР в Баку (совместно с В. Мунцем, 1936-1952 гг.). Для лучших построек Руднева характерна лаконичность крупных монументализированных объёмов, стремление модернизировать ордер. Архитектурный стиль построек Руднева - неоклассицизм, так называемый сталинский ампир. Вершиной творчества Руднева, его наиболее замечательным архитектурным произведением по праву стало здание Московского государственного университета им. Ломоносова на Воробьёвых горах (1948-1953 гг., соавторы С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, инженер В. Насонов, проект - Государственная премия СССР, 1949 г.). Творческая удача мастера стала возможной благодаря тому, что строительство университета, учебного здания, было темой, близкой Рудневу на протяжении всей его жизни, начиная с дипломного проекта. С другой стороны, еще задолго до Великой Отечественной войны, уже в проекте Военной академии и Дома Советов в Баку, а также в проекте Дома Красной армии и флота в Кронштадте ясно выразилось тяготение зодчего к высоким объемам. Он задумывал высокие здания не потому, что ему было мало места для планировки, а потому, что хотел подчеркнуть мощность и величие сооружения его объемом и силуэтом. Его желание и стремление получили достойное приложение. Правительство поручило Рудневу строительство здания Государственного университета в Москве на Ленинских горах, занявшего самую высокую точку столицы над Москвой-рекой. Это было частью реализованного в сжатые сроки плана возведения целой системы высотных зданий, придавших Москве новый масштаб и новый живописный силуэт. Комплекс зданий МГУ решен, подчеркнуто скульптурно. Убеждение Руднева, что "воздух, омывающий здание, не меньше участвует в композиции, чем само здание", здесь нашло практическое воплощение. Единение комплекса с природой, подчеркивание архитектурными средствами высоты Воробьёвых гор свидетельствуют о зрелом мастерстве выдающегося зодчего. Выделенная для строительства университета площадка на высоком плато на берегу реки предоставила уникальные возможности для формирования нового архитектурного ансамбля. Композиционное ядро университета - его главное здание, увенчанное шпилем и звездой, доминирует над всем комплексом. Значительно более низкие боковые объемы, примыкающие к главному зданию, создают ступенчатый переход к боковым крыльям, где размещены общежития студентов и аспирантов и квартиры преподавателей. Отдельно стоящие корпуса химического и физического факультетов вместе с главным зданием образуют обширный двор, обращенный к Юго-Западному району Москвы, и обеспечивают парадный подход к высотному зданию. Со стороны реки не менее торжественный подход организован в виде системы зеленых аллей, площадей и партеров с фонтанами. Дворец культуры и науки в центре Варшавы в Польше (1952-1955 гг.; с соавторами) решён в том же позитивном композиционном ключе, что и комплекс Московского Государственного Университета на Воробьёвых горах. Руднев - также художник в полном и глубоком понимании этого слова. Рисунок, живопись, скульптура сопровождали его деятельность как зодчего на протяжении многих лет его жизни. Блестящие живописные психологические портреты, сочные натюрморты и тонкие лирические пейзажи широко известны архитекторам и художникам Москвы, Ленинграда, Риги, Баку. Выразительны его скульптурные портреты и бесчисленные графические работы. Умер в Москве. На доме по адресу ул. Салтыкова-Щедрина, дом 17, в 1989 г. была открыта мемориальная доска. Именем архитектора названа улица в Санкт-Петербурге в 1972 г. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|