| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

АБРАМОВИЧ, Марина.


АБРАМОВИЧ, Марина
АБРАМОВИЧ, Марина
АБРАМОВИЧ, Марина. Ритм 0. Перформанс. 1974 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. Ритм 0. Перформанс. 1974 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. Губы Томаса. Перформанс. 1975 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. Губы Томаса. Перформанс. 1975 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. Импондерабилия. Перформанс. 1977 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. Импондерабилия. Перформанс. 1977 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. Обнаженная со скелетом. Перформанс. 2002 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. Обнаженная со скелетом. Перформанс. 2002 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. Дом с видом на океан. Перформанс. 2002 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. Дом с видом на океан. Перформанс. 2002 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. В присутствии художника. 2010 г.
АБРАМОВИЧ, Марина. В присутствии художника. 2010 г.

АБРАМОВИЧ, Марина.

(Abramovic, Marina., 1946-) югославский художник, получившая известность благодаря своим перформансам. Родилась в Белграде, Югославия. Ее родители были югославскими партизанами во время Второй мировой войны, отец был командующим, мать была майором в армии, а в 1960-х директором Музея Революции и Искусства в Белграде. В 1964 г. отец оставил их семью. Училась в университете искусств в Белграде (1965-1970 гг.), закончила Академию изящных искусств в Загребе в Хорватии (1972 г.). В 1973-1975 гг. преподавала в Академии изящных искусств в Нови-Сад, давая первые самостоятельные выступления-перформансы. В 1971-1976 гг. была замужем за югославским художником Н. Париповичем. С 1976 г. жила в Амстердаме. Переехав в Амстердам, Абрамович познакомилась с западногерманским перформансистом Уве Лайсипеном (1943-2020), выступавшим под псевдонимом "Улай". В 1988 г. Абрамович и Улай решили расстаться. Прожила в Голландии 6 лет, работала в Германии. В настоящее время живет и работает в Нью-Йорке. До того, как Абрамович увлеклась перформансом, она занималась живописью. Перформанс - одно из самых неоднозначных и противоречивых направлений современного искусства. Перформанс - вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра, характерный для дадаизма и концептуального искусства; в перформансе доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. Впервые слово "перформанс" было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 г. Перформанс родился из уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театра Баухауза. Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства. Как направление искусства перформанс возник в 1960-е гг. в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др. В России наиболее известны перформансы Олега Кулика, Олега Мавроматти, Елены Ковылиной и др. Испытала влияние: Вито Аккончи, Брюса Наумана, Криса Бурдена, Йозефа Бойса, Ива Кляйна, Вали Экспорт, Сьюзен Зонтаг, концептуального искусства. В своем творчестве Абрамович исследует отношения между художником и аудиторией, пределами тела и возможностями разума. В настоящее время многие перформансы Абрамович считаются классическими, а её саму неофициально называют "бабушкой перформанса". Она открыла новое понятие идентичности, делая наблюдателей участниками и сосредотачиваясь на "противостоянии боли, крови и физических пределах тела". Первое выступление художницы, получившее широкий резонанс состоялось на Эдинбургском фестивале искусств в 1973 г. Абрамович здесь исследовала элементы ритуала и жеста. Перформанс, получивший название "Ритм 10" состоял в том, что, используя двадцать ножей и два магнитофона, художница ритмично била ножом в промежутки разведенных пальцев. Каждый раз, когда она резала руку, она брала новый нож из ряда, который подготовила заранее. Ритм же, отбиваемый ножами она записывала на магнитофон и после смены ножа в двадцатый раз Абрамович перематывала пленку и, слушая запись, пыталась повторить те же движения, те же ошибки, объединяя, таким образом прошлое и настоящее, создавая т.н. двойные звуки из истории и репликации. Позднее сценарий этого перформанса был использован в фильме "Балканское барокко" (1999 г.). Перформансы и инсталляции Абрамович нередко вызывали шок у зрителей, иногда зрители падали в обморок на ее выставках. Чтобы проверить пределы связи между перформансистом и зрителями, Абрамович в 1974 г. создала один из своих наиболее сложных, известных и скандальных перформансов "Ритм 0" (Неаполь). Себе она отвела пассивную роль, действовать предстояло публике. Абрамович разместила на столе 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, тогда как другими можно было причинять боль. Среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать ее телом и движениями. Поначалу зрители вели себя скромно и осторожно, но через некоторое время, в течение которого художница оставалась пассивной, участники стали агрессивнее. Они резали одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился в голову, но другой забрал оружие. Это вписывается в понимание Абрамович роли искусства: оно "должно волновать и возбуждать чувство опасности". В 1975 г. в галерее Кринзингер в Инсбруке состоялся перформанс "Губы Томаса", где Абрамович вначале серебряной ложкой съела килограмм меда и выпила литр красного вина из хрустального бокала, а затем, разбив бокал, вырезала при помощи его осколка у себя на животе пятиконечную звезду, высекла себя почти до полной потери ощущения боли и легла на крест, сделанный из блоков льда. Перформанс длился около двух часов и закончился тем, что зрители подняли со льда художницу, которая к тому моменту была уже без сознания. В "Импондерабилия" (1977 г.) человеку, который хочет попасть на выставку, приходилось протискиваться между двумя обнаженными людьми, стоящими в дверном проеме. Непосредственно значение данного названия может быть передано как "вещи и вопросы, не поддающиеся учету и определению". В 1981 г. Абрамович и Улай начали давать перформансы, объединенные в серию под названием "Ночной переход". Сценарий каждого действия заключался в том, что пара сидела молча с разных сторон стола друг напротив друга и смотрели друг другу в глаза. Всего в период между 1981 и 1987 гг. было проведено 22 таких перформанса в 19 различных точках на разных континентах. В 2002 г. в галерее Шона Келли в Нью-Йорке состоялся перформанс "Дом с видом на океан", в рамках которого Абрамович продолжила эксперименты с самоограничением и испытанием собственных возможностей. На протяжении 12 дней художница жила в небольшой "комнате", сделанной из прикрепленных к стене галереи специальных платформ. В лестнице же, по которой теоретически можно было покинуть капсулу, ступени были заменены на ножи. Абрамович ни с кем не разговаривала и ничего не ела. Действо призывало людей забыть о чувстве времени. После окончания данного перформанса художница была истощена и в потом заболела. Идея данного перформанса была позаимствована для эпизода сериала "Секс в большом городе". Во время перформанса "Обнаженная со скелетом" (2002 г.) Абрамович пролежала бок о бок с натуралистичным человеческим скелетом больше 700 часов. На данный перформанс она была вдохновлена культурой Тибета, духовными практиками тибетских монахов. Идея перформанса "В присутствии художника" (2010 г.) заключалась в том, что она может обменяться взглядом с любым желающим посетителем выставки. Этот момент фиксировался фотографом. Перформанс длился 716 часов, Абрамович посмотрела в глаза 1500 зрителям. Все эти 716 часов она сидела неподвижно. За время проведения данного мероприятия популярность Абрамович резко возросла. Во многом этому способствовал интерес со стороны популярных деятелей культуры и искусства. Абрамович сотрудничала с Леди Гагой и Джей Зи в серии перформансов. Ее лицо появляется на обложках самых знаменитых журналов, ее приглашают сотрудничать различные модные бренды, она все чаще появляется на светских мероприятиях. В 2013 г. известность получил новый проект - "Институт Марины Абрамович по сохранению искусства перформанса". Она организовала кампанию по сбору средств на ее институт перформанса. Институт Абрамович (MAI) в г. Гудзон близ Нью-Йорка расположился в здании бывшего театра; он стал пространством для проведения перформансов, также там устроят архив творчества самой Абрамович, охватывающего последние 40 лет. Еще это будет лаборатория для изучения всех временных и нематериальных жанров искусства: кино, театра, музыки, оперы, балета, видео-арта, не говоря уже о перформансах. Активно читала лекции в Европе и Америке, с 1994 г. (в течение следующих 7 лет) в качестве профессора Performance Art в Hochschule Bildende Kunst в Брауншвейге, Германия. Принимала участие в создании фильмов ("Балканский эротический эпос", 2006 г. и др.). В 2005 г. вышла замуж за художника П. Каневари (р. 1963), развелась в 2009 г. В 1997 г. Абрамович получила премию "Золотой лев" 47-й Венецианской биеннале за работу "Балканское барокко" - художница на своем перформансе перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии. В 2003 г. – премию "Бесси" за перформанс "Дом с окном на океан". В 2008 г. она приезжала Москву на "Премию Кандинского", и накануне ее вручения прочла лекцию, показала фильм и перформанс. Первая ретроспективная выставка Абрамович состоялась в 2010 г. в МоМА (Нью-Йорк).

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024