БЭРРИ, Чарлз. (Barry, Charles., 1795-1860)
ВАЛЬКОТ, Вильям. (Walcot, William., 1874-1943)
ГРИНУЭЙ, Фрэнсис (Greenway, Francis, 1777-1837)
ДЖОНС, Иниго. (Jones, Inigo., 1573-1652)
КАПУР, Аниш. (Kapoor, Anish., 1954-)
ПЭКСТОН, Джозеф. (Packston, Josef., 1801-1865)
РАЙТ, Том. (Wright, Tom., 1957-)
ФОСТЕР, Норман. (Foster, Norman Robert., 1935-)
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ЧЕЙМБЕРС, Уильям. (Chambers, William., 1726-1796)
|
ХАДИД, Заха
ХАДИД, Заха. Центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан. 2012 г.
ХАДИД, Заха. Мост-павильон. Сарагоса, Испания. Проект. 2005 г.
ХАДИД, Заха. Бизнес-центр Dominion Tower в Москве, Россия. 2015 г.
ХАДИД, Заха. 40-этажный отель. Макао. Китай. 2013-2017 гг.
ХАДИД, Заха. Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия.
ХАДИД, Заха Музей транспорта Риверсайд. Глазго, Великобритания.
ХАДИД, Заха Политехнический университет в Гонконге, Китай.
ХАДИД, Заха Торгово-развлекательный комплекс Galaxy Soho, Пекин, Китай. 2009-2012 гг.
ХАДИД, Заха.
(Hadid, Zaha., 1950-2016) известная ирако-британская архитектор и дизайнер арабского происхождения, представительница деконструктивизма. Родилась в Багдаде, Ирак. Её отец был одним из основателей Национальной Демократической партии Ирака, крупным промышленником прозападной ориентации, а мать - художником. Получила математическое образование в Американском университете Бейрута. С 1972 по 1977 гг. училась в школе Архитектурной ассоциации в Лондоне. Её учителем был Рем Колхас, видный нидерландский архитектор, теоретик деконструктивизма. В студенчестве Заха увлекалась русским авангардом, особенно творчеством К. Малевича. Преддипломная работа Хадид в школе Архитектурной ассоциации называлась "Тектоник Малевича" - это был проект гостиницы с клубом, находящимся на мосту. Начала карьеру в бюро ОМА. В 1980 г. Основала собственную фирму, которую назвала - Zaha Hadid Architects. Известность ей принесли идеи, которые никогда не были воплощены в жизнь. Перевернутый небоскреб в г. Лестере, клуб на вершине горы в Гонконге, здание оперы в Кардифе, Центр современного искусства в Огайо и похожий объект в Риме - все эти проекты побеждали в архитектурных конкурсах, но так и оставались фантазиями. Заказчика, готового решиться на смелый дизайн, не находилось. Одной из первых компаний, кто решил обратиться к Хадид, стала мебельная фирма Vitra - для нее архитектор спроектировала пожарную часть, напоминающую самолет (1993 г.). В середине 1990-х гг. в Кардиффе проводился конкурс на строительство Оперного театра. Его победителем стала Хадид. Но общественность не восприняла эту победу, поэтому заказчик назначил новый конкурс, и... Хадид снова стала первой среди 268 коллег. В результате заказчик отказался от проекта - это был большой удар для Хадид. Затем был вокзал в Страсбурге, трамплин в Инсбруке, Музей искусств в Дании, здание завода BMW в Германии… Постепенно к Хадид приходит признание. После участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США (2003 г.), её идеи становятся по-настоящему востребованными. Как архитектор Хадид всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и "растянуть" рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью - усиления внутреннего движения и деформации - она, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искажённую перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии. Архитектор считается представительницей деконструктивизма. По ее проектам построены около двух десятков объектов в разных странах мира. Хадид также принадлежит, в частности, авторство проекта Культурного центра Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан (2012 г.). Это сооружение поражает своим масштабом. Общая площадь занимаемой им территории превышает 111 тысяч кв. м. Внутри просторного помещения находятся конгресс-центр, несколько выставочных залов, постоянный музей и офисы. Преобладающую долю в здании имеют абсолютно прозрачные стеклянные стены. В таком формате выполнены не только внешние стены, но и внутренние. Это позволяет минимизировать расход электроэнергии и использовать максимум естественного света. Как и практически все проекты Хадид, архитектура культурного центра Г. Алиева состоит из округлых линий. В данном здании гармонично сочетается волнообразное стремление к небу и плавное приближение к земле. Данная концепция проекта выбрана не случайно. По задумке автора, прежде всего центр должен олицетворять бесконечность и продолжительность. Сейчас это изящное здание, похожее на белую волну, считается одним из символов современного Баку. В 2014 г. Центр был признан зданием с лучшим дизайном года. Торгово-развлекательный комплекс Galaxy Soho, Пекин, Китай - грандиозное здание расположилось на земельном участке в 47 тысяч кв. м. Строительство данного объекта архитектуры продлилось в течение 30 месяцев в период с 2009 до 2012 г. Данный комплекс является первым зданием, построенным в Китае по проекту Хадид. Эксперты и ценители считают, что Soho - это лучшее творение Хадид во всей Азии. Согласно концепции архитектурного агентства Хадид, данное здание было выполнено без острых углов. Площадь комплекса равна 330 тысячам кв. м. В его состав входят пять объемных объектов. Каждый из них имеет округлую форму и достигает в высоту до 67 м. Между собой каждый из элементов соединяется разноуровневыми платформами этажей и крытыми туннелями. За счет скругления межэтажных перекрытий визуально комплекс стал похож на динамично движущийся объект. Здание имеет железобетонный каркас. Высота офисных потолков достигает 3,5 м. В торговых площадках потолки возносятся на высоту более пяти метров. Всего в комплексе 18 этажей, три из которых находятся под землей. Около здания есть парковка на 1250 машин. Творения архитектора есть и в России: в Подмосковье стоит футуристический особняк по её проекту (2012 г.), а в Москве - жилой комплекс "Живописная Тауэр" и бизнес-центр "Dominion Tower". В 2005 г. Хадид признали дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami. Работала в городах: Лондоне, Берлине, Инсбруке, Копенгагене, Цинциннати, Нью-Йорке, Москве, Сарагосе, Риме, Баку. Внешний вид сооружений завораживает, но многие критики спорят о практичности таких зданий. В 2004 г. она стала первой в истории женщиной-архитектором, награжденной Притцкеровской премией (ежегодная награда, вручаемая за достижения в области архитектуры и считающаяся аналогом Нобелевской премии, которой, как известно, архитекторы не награждаются; премия была учреждена в 1979 г. Джеем Прицкером). Награждение состоялось в здании Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Эта премия была присуждена ей за проект крытого моста-павильона в форме цветка гладиолуса, построенного в испанском г. Сарагоса к всемирной выставке "Экспо-2008". Также она - Дама-Командор ордена Британской империи (2012 г.). В 2016 г. Хадид была удостоена золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA) за выдающиеся заслуги в архитектуре и также стала первой женщиной-архитектором, которая получила эту медаль. Хадид проектировала не только здания. Она также создавала театральные декорации, интерьеры, мебель, обувь. Её картины и рисунки, малые работы есть во многих музейных коллекциях таких, как MoMA, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и др. Также она читала лекции и устраивала мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории. Хадид выступала с программной лекцией в московском Центральном доме архитектора (ЦДА). Позже в рамках выставки "АРХ Москва" она провела мастер-класс. В 2015 г. в Эрмитаже, в рамках Проекта "Эрмитаж 20/21" состоялась первая в России ретроспективная выставка архитектора под названием "Заха Хадид в Государственном Эрмитаже". Хадид была членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома К. Мельникова. Наряду с огромным талантом женщина-архитектор Хадид имела сложный характер, поэтому семьи и детей у нее так и не появилось. В некоторых интервью архитектор утверждала, что хотела бы иметь сына или дочь, в действительности, личную жизнь для нее заменила карьера, многочисленные проекты. У неё было много идей и планов, которым, увы, не суждено было сбыться. Хадид скончалась от сердечного приступа в Майами, Флорида (США). |