ЛЕВИТТ, Сол ЛЕВИТТ, Сол. Open Modular Cube. 1966 г.
ЛЕВИТТ, Сол.
(Lewitt, Sol., 1928-2007) американский художник и скульптор, одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму. Родился в г. Хартфорде, штат Коннектикут, США, в семье еврейских эмигрантов из России, отец был врачом. Изучал историю искусств в Сиракузском университете (Нью-Йорк, 1945-1949 гг.), учился в Школе визуальных искусств (Нью-Йорк, 1950-е гг.). Осуществил путешествие по Европе. Служил сначала в Калифорнии, потом в Японии и Корее (участвовал в корейской войне). Вернувшись в Америку, Левитт в 1953 г. поселился в Нью-Йорке. В 1954-1955 гг. работал в журнале "Севентин", в 1955-1956 гг. - графиком у архитектора Ио Мин Пея. В 1957-1960 гг. - начал заниматься живописью, кроме того, по заказу торговых фирм, графическим дизайном. В 1960 г. он поступил на работу в Музей современного искусства (MoMA), где познакомился с другими будущими звездами своего поколения - художниками Р. Мэнгодлом и Р. Райманом, скульптором Д. Флавином. Преподавал в школах искусств в Нью-Йорке - при Музее современного искусства (1964-1967 гг.), Купер Юнион (1967-1968 гг.), Школе визуальных искусств (1969-1970 гг.) и др. Испытал влияние русских авангардистов и конструктивистов. Принимал участие в проектах концептуального искусства и лэнд-арта. Произведения Левитта - это геометрические структуры - металлические сетки, бетонные кубы и блоки, настенные росписи из простейших фигур и цветов, носящие подчеркнуто бесстрасный характер. В 1967 г. Левитт создал "Тезисы концептуального искусства" - манифест концептуалистов, обоснование теории концептуализма. В статье для журнала "Артфорум" (1967 г.), Левитт привел определение концептуального искусства: "Когда художник прибегает к концептуальной форме искусства, это означает, что все планирование производится заранее, все решения принимаются заранее, и исполнение происходит формально, поверхностно, неглубоко… цель художника, занимающегося коцептуальным искусством, - сделать свою работу интеллектуально интересной для зрителя, и при этом не затрагивающей его душу". Левитт опубликовал также декларацию "Суждения концептуального искусства" (1969 г.). Куб художник называл своей "базовой единицей". Он то усекал его грани, превращая куб в решетку, то множил кубы, создавая хаос. Художник экспериментировал с формой и цветами объектов, работая с простыми геометрическими фигурами, преимущественно в монохромной технике. На более поздних этапах творчества Левитт создавал скульптуры и графические серии, делал настенные росписи, оформлял книги, занимался керамикой, фотографией. Умер в Нью-Йорке (от рака). Произведения: "Штудии по произведениям Пьеро" (1958 г.), "Напольная структура" (1962 г.), "Настенная структура из девяти частей, каждая из которых содержит в себе произведения искусства других художников" (1963 г.), "Пять модулей одного куба" (1965 г.), "Напольная структура" (1965 г.), "Модульное настенное произведение с кубом" (1965 г.), "Модульное произведение/Двойной куб" (1966 г.), "Открытый модульный куб" (1966 г.), "Серийный проект № 1" (1966 г.), "Графическая серия II" (1968 г.), "Прямые линии в четырех направлениях и все их возможные комбинации" (1973 г.), "Кубические структуры, основанные на пяти модулях" (серия из 30 работ, 1971-1974 гг.), "Вариации с неполными разомкнутыми кубами" (1974 г.), "Настенный рисунок 260" (1975 г.), "Угловое произведение № 2" (1976 г.), "Шесть геометрических фигур трех цветов на трех разных фонах и все их комбинации" (Трафаретная печать, 1978 г.), "Настенный рисунок 346" (1981 г.), "Настенный рисунок 335" (1981 г.), "Настенный рисунок 354" (1981 г.), "Квадрат, поделенный на 4 равные части, каждую из которых заполняют параллельные полосы в различных направлениях" (гравюра на дереве, 1982 г.), "Настенный рисунок N391" (1983 г.), "Шесть перевернутых башен" (1987 г.), "Настенный рисунок" (1988 г.), "Открытая геометрическая структура IV" (1990 г.), "Красный квадрат, белые буквы" (холст, масло) и др. Основные персональные выставки: Гаага (1970 г.), Берн (1972 г.), Эдинбург (1975 г.), Лондон (1986 г.), Кливленд (1987 г.) и др. Работы Левитта находятся в крупнейших собраниях современного искусства.