ДЮШАН, Марсель ДЮШАН, Марсель. L.H.O.O.Q. 1919 г. ДЮШАН, Марсель. Писсуар. 1917 г. ДЮШАН, Марсель. Обнаженная, спускающаяся по лестнице, № 2. 1912 г. ДЮШАН, Марсель. Велосипедное колесо. 1913 г. ДЮШАН, Марсель. Сушилка. 1914-1964 гг. ДЮШАН, Марсель. Пожалуйста, трогайте. Оформление для "Le Surrealisme". 1947 г.
ДЮШАН, Марсель.
(Duchamp, Marcel., 1887-1968) французский и американский художник и теоретик искусства, представитель дадаизма и сюрреализма, крупнейшая фигура авангардистского искусства XX в. Родился близ Руана в Нормандии. В 1904 г. приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии Жюлиана. Творческое наследие невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX в. В 1912 г. ввёл в употребление термин "реди-мейд" (английское - "готовое изделие"), то есть взятое наобум изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства. "Готовые продукты" Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством. В 1910–1911 гг. увлекся физикой и математикой; тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном, и другими молодыми художниками организовал "Салон золотого сечения". Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом. В ранний период творчества Марсель Дюшан под влиянием живописи Поля Сезанна и Анри Матисса писал очень яркие и смелые по цветовому решению полотна. В 1912 г., экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений "Обнаженная, спускающаяся с лестницы", где движение передано при помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей. Картину не приняли на Салоне независимых 1912, и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 г. в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее "взрывом на макаронной фабрике". Среди самых скандальных выходок Дюшана, направленных против общественного мнения и искусства вообще, – нарисованные на репродукции Моны Лизы усы и борода. На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 г. художник представил писсуар под названием "Фонтан". Ироничное название этого объекта придавало ему статус "произведения искусства". Позднее Дюшан вообще отказался от традиционных выразительных средств. "Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством", - писал он в 1962 г. "Реди-мейды" Дюшана зачастую ставили под вопрос существование самого понятия "вкус". Тем не менее работы Дюшана оказали огромное влияние на такие течения в искусстве, как сюрреализм и, позднее, концептуализм. В 1923 г. Дюшан пишет работу "Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах", которая (с другими произведениями) сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. В этом же Дюшан решил отказаться от занятий искусством, объявив, что оно подпало под влияние бизнесменов и, что еще хуже, принято средним классом. В 1920-е – 1940-е гг. он организовал несколько выставок современного искусства. Его "постановки" сюрреалистических выставок 1942 и 1947 гг., в которых должны были участвовать зрители, предвосхитили не только хэппенинги 1950-х и 1960-х гг., но и концепцию современного искусства, согласно которой зритель играет в создании произведения столь же активную роль, как и художник. После 1942 г. жил по большей части в США, в 1955 г. принял американское гражданство. С возникновением в 1960-х гг. искусства поп-арта слава Дюшана возросла; прошли две большие ретроспективные выставки (1966 г. – Лондон; 1973–1974 гг. – Нью-Йорк). Пожалуй, лучшее выражение идеи Дюшана нашли в его разрозненных заметках, изданных в 1934 г. под названием "Зеленый ящик". Дюшан несколько раз снимался в кино – в том числе, в сюрреалистическом фильме Рене Клера "Антракт" (1924 г.). Умер Дюшан в Нейи-сюр-Сен во Франции. В 2000 г. во Франции учреждена премия М. Дюшана молодым художникам.