| На главную страницу | О проекте | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ХААКЕ, Ханс.


ААРОНС, Слим. (Aarons, Slim., 1916-2006)
АБРАМОВИЧ, Марина. (Abramovic, Marina., 1946-)
АВЕДОН, Ричард. (Avedon, Richard., 1923-2004)
АДАМС, Энсел. (Adams, Ansel., 1902-1984)
АЛЬБЕРС, Джозеф. (Albers, Josef., 1888-1976)
АНДРЕ, Карл. (Andre, Carl., 1935-)
АРБЮС, Диана. (Arbus, Diane., 1923-1971)
АРХИПЕНКО, Александр. (Archipenko, Alexander., 1887-1964)
БАДДЖЕР, Джозеф. (Badger, Joseph., 1708-1765)
БАРНИ, Мэтью. (Barney, Matthew., 1967-)
БАРТОЛЬДИ, Фредерик. (Bartholdi, Frederic Auguste., 1834-1904)
БАСКИЯ, Жан-Мишель. (Basquiat, Jean-Michel., 1960-1988)
БЕКМАН, Макс. (Beckmann, Max., 1884-1950)
БЕЛЛОУЗ, Джордж. (Bellows, George Wesley., 1882-1925)
БЕНТОН, Томас. (Benton, Thomas., 1889-1975)
БЕРД, Уильям. (Beard, William Holbrook., 1825-1900)
БЁРНХЕМ, Дэниел. (Burnham, Daniel., 1846-1912)
БИНГЕМ, Джордж. (Bingham, George., 1811-1879)
БОРГЛУМ, Гатсун. (Borglum, Gutzon., 1867-1941)
БРАДФОРТ, Уильям. (Bradford, William., 1823-1892)
БУРДЕН, Крис (Burden, Chris., 1946-)
БУРЖУА, Луиза. (Bourgeois, Louise., 1911-2010)
ВАЛЬЕХО, Борис. (Vallejo, Boris., 1941-)
ВАН АЛЕН, Уильям. (Van Allen, William., 1883-1954)
ВИОЛА, Билл. (Viola, Bill., 1951-)
ВУД, Грант. (Wood, Grant., 1891-1942)
ВУЛ, Кристофер. (Wool, Christopher., 1955-)
ГАСТОН, Филип. (Guston, Philip., 1913-1980)
ГЕРИ, Фрэнк. (Gehry, Frank., 1929-)
ГЕССЕ, Ева. (Hesse, Eva., 1936-1970)
ГИБСОН, Ральф. (Gibson, Ralph., 1939-)
ГОБЕР, Роберт. (Gober, Robert., 1954-)
ГОЙНИНГЕН-ГЮНЕ, Георгий. (Hoyningen-Huene, George., 1900-1968)
ГОЛДИН, Нан. (Goldin, Nan., 1953-)
ГОНЗАЛЕС-ТОРРЕС, Феликс. (Gonzalez-Torres, Felix., 1957-1996)
ГОРКИ, Аршиль. (Gorky, Arshile., 1904-1948)
ГОФМАН, Ганс. (Hofmann, Hans., 1880-1966)
ГРОПИУС, Вальтер. (Gropius, Walter., 1883-1969)
ГРОСС, Георг. (Grosz, George., 1893-1959)
ДАЛИ, Сальвадор. (Dali, Salvador., 1904-1989)
ДЕ МАРИЯ, Уолтер. (De Maria, Walter., 1935-)
ДЕМУТ, Чарлз. (Demuth, Charles., 1883-1935)
ДЖАДД, Дональд. (Judd, Donald., 1928-1994)
ДЖЕКСОН, Роберт. (Jackson, Robert H., 1934-)
ДЖЕФФЕРСОН, Томас. (Jefferson, Thomas., 1743-1826)
ДЖОНС, Джаспер. (Johns, Jasper., 1930-)
ДЖОНСОН, Филип. (Johnson, Philip., 1906-2005)
ДИБЕНКОРН, Ричард. (Diebenkorn, Richard., 1922-1993)
ДИСНЕЙ, Уолт. (Disney, Walt., 1901-1966)
ДОБУЖИНСКИЙ, Мстислав. (Dobuzhinsky, Mstislav., 1875-1957)
ДЭВИС, Стюарт. (Davis, Stuart., 1894-1964)
ДЮШАН, Марсель. (Duchamp, Marcel., 1887-1968)
ЕЛВГРЕН, Джил. (Elvgren, Gillette., 1914-1980)
ЙОКО ОНО. (Yoko Ono., 1933-)
КАБАКОВ, Илья. (Kabakov, Ilya., 1933-)
КАПА, Роберт. (Capa, Robert., 1913-1954)
КАРРИН, Джон. (Currin, John., 1962-)
КАРРОЗЗИНИ, Франческо. (Carrozzini, Francesco., 1982-)
КАТТЕЛАН, Маурицио. (Cattelan, Maurizio., 1960-)
КАЦ, Алекс. (Katz, Alex., 1927-)
КЕЛЛИ, Эльсуорт. (Kelly, Ellsworth., 1923-)
КЕНТ, Рокуэлл. (Kent, Rockwell., 1882-1971)
КИНХОЛЬЦ, Эдвард. (Kienholz, Edward., 1927-1994)
КЛАЙН, Франц. (Kline, Franz., 1910-1962)
КЛОУЗ, Чак. (Close, Chuck., 1940-)
КОЛДЕР, Александр. (Calder, Alexander., 1898-1976)
КОРНЕЛЛ, Джозеф. (Cornell, Joseph., 1903-1972)
КУНИНГ, Виллем де. (Kooning, Willem de., 1904-1997)
КУНС, Джефф. (Koons, Jeff., 1955-)
ЛАНГ, Доротея. (Lange, Dorothea., 1895-1965)
ЛАНФАН, Пьер. (LEnfant, Pierre Charles., 1754-1825)
ЛАШАПЕЛЬ, Дэвид. (LaChapelle, David., 1963-)
ЛЕВИТТ, Сол. (Lewitt, Sol., 1928-2007)
ЛЕЙБОВИЦ, Анни. (Leibovitz, Annie., 1949-)
ЛЕЙЦЕ, Эмануэль. (Leutze, Emanuel., 1816-1868)
ЛЕМПИЦКА, Тамара. (Tamara de Lempicka., 1898-1980)
ЛИ ЛАВРИЕ. (Lee Lawrie., 1877-1963)
ЛИХТЕНШТЕЙН, Рой. (Lichtenstein, Roy., 1923-1997)
МАЗЕРВЕЛЛ, Роберт. (Motherwell, Robert., 1915-1991)
МАККАРРИ, Стив. (McCurry, Steve., 1950-)
МАН, Рэй. (Man, Ray; Radnitsky, Emmanuel., 1890-1976)
МАНГОЛЬД, Роберт. (Mangold, Robert., 1937-)
МАРДЕН, Брайс. (Marden, Brice., 1938-)
МАРИСОЛЬ, Эскобар. (Marisol Escobar., 1930-2016)
МАРК, Мэри. (Mark, Mary., 1940-2015)
МАРТИН, Агнес. (Martin, Agnes., 1912-2004)
МЕЙБРИДЖ, Эдвард. (Muybridge, Eadweard., 1830-1904)
МЕЙЕРОВИТЦ, Джоэл. (Meyerowitz, Joel., 1938-)
МЕШТРОВИЧ, Иван. (Mestrovic, Ivan., 1883-1962)
МИЛИ, Гьен. (Mili, Gjon., 1904-1984)
МИС ВАН ДЕР РОЭ, Людвиг. (Mies van der Rohe., 1886-1969)
МОДЕЛ, Лизетта (Model, Lisette., 1901-1983)
МОРРИС, Роберт. (Morris, Robert., 1931-)
МОХОЙ-НАДЬ, Ласло. (Moholy-Nagy, Laszlo., 1895-1946)
НАУМАН, Брюс. (Nauman, Bruce., 1941-)
НЕИЗВЕСТНЫЙ, Эрнст. (Neizvestny, Ernst., 1925-2016)
НОГУТИ, Исаму. (Noguchi, Isamu., 1904-1988)
НЬЮМЕН, Барнетт. (Newman, Barnett., 1905-1970)
ОЛДЕНБУРГ, Клас. (Oldenburg, Claes., 1929-)
ОССОРИО, Альфонсо. (Ossorio, Alfonso., 1916-1990)
О`КИФ, Джорджия. (O`Keeffe, Georgia. , 1887-1986)
ПЕНН, Ирвин. (Penn, Irving., 1917-2009)
ПЕРРИ, Лилла. (Perry, Lilla Cabot., 1848-1933)
ПОЛЛОК, Джексон. (Pollock, Paul Jackson., 1912-1956)
ПРИНС, Ричард. (Prince, Richard., 1949-)
ПРОКТОР, Александр. (Proctor, Alexander Phimister., 1860-1950)
ПЭЙ, Йох Минг. (Pei, Ieoh Ming., 1917-)
РАЙТ, Франк. (Wright, Frank Lloyd., 1867-1959)
РАУШЕНБЕРГ, Роберт. (Rauschenberg, Robert., 1925-2008)
РЕЙНХАРДТ, Эд. (Reinhardt, Ad., 1913-1967)
РЕМИНГТОН, Фредерик. (Remington, Frederic., 1861-1909)
РИМАН, Роберт. (Ryman, Robert., 1930-)
РИЧАРДС, Юджин. (Richards, Eugene., 1944-)
РИЧАРДСОН, Генри. (Richardson, Henry Hobson., 1838-1886)
РОДЖЕРС, Терри. (Rogers, Terry., 1947-)
РОЗЕНКВИСТ, Джеймс. (Rosenquist, James., 1933-)
РОЗЕНТАЛЬ, Джо. (Rosenthal, Joe., 1911-2006)
РОКБЕРН, Доротея. (Rockburne, Dorothea., 1932-)
РОКВЕЛЛ, Норман. (Rockwell, Norman., 1894-1978)
РОТКО, Марк. (Rothko, Mark., 1903-1970)
РУШЕЙ, Эд. (Ruscha, Ed., 1937-)
СААРИНЕН, Эро. (Saarinen, Eero., 1910-1961)
САЛЛЕ, Дэвид. (Salle, David., 1952-)
САЛЬВАТЕРРА, Марджори. (Salvaterra, Marjorie., 1968-)
СВО, Энтони. (Suau, Anthony., 1956-)
СЕГАЛ, Джордж. (Segal, George., 1924-2000)
СЕРРА, Ричард. (Serra, Richard., 1939-)
СМИТ, Дэвид. (Smith, David., 1906-1965)
СМИТ, Эдриан. (Smith, Adrian., 1944-)
СМИТ, Юджин. (Smith, William Eugene., 1918-1978)
СМИТСОН, Роберт. (Smithson, Robert., 1938-1973)
СТЕЛЛА, Джозеф. (Stella, Joseph., 1877-1946)
СТИГЛИЦ, Альфред. (Stieglitz, Alfred., 1864-1946)
СТИЛЛ, Клиффорд. (Still, Clyfford., 1904-1980)
СТИНГЕЛ, Рудольф. (Stingel, Rudolf., 1954-)
ТАРРЕЛЛ, Джеймс. (Turrell, James., 1943-)
ТВОМБЛИ, Сай. (Twombly, Cy., 1928-2011)
ТУНИК, Спенсер. (Tunick, Spencer., 1967-)
ТЭЙЛОР, Мэгги. (Taylor, Maggie., 1961-)
УАЙЕТ, Эндрю. (Wyeth, Andrew., 1917-2009)
УИДЖИ. (Weegee., 1899-1968)
УИСТЛЕР, Джеймс. (Whistler, James McNeill., 1834-1903)
УОРХОЛ, Энди. (Warhol, Andy., 1928-1987)
УТ, Ник. (Huynh Cong Ut., 1951-)
УЭСТ, Бенджамин. (West, Benjamin., 1738-1820)
УЭСТОН, Эдвард. (Weston, Edward Henry., 1886-1958)
ФЕЙНИНГЕР, Лионель. (Feininger, Lyonel., 1871-1956)
ФЕШИН, Николай. (Fechin, Nikolai., 1881-1955)
ФЛАВИН, Дэн. (Flavin, Dan., 1933-1996)
ФЛЭГГ, Джеймс. (Flagg, James., 1877-1960)
ФРАНК, Роберт. (Frank, Robert., 1924-)
ХААКЕ, Ханс. (Haacke, Hans., 1936-)
ХААС, Эрнст. (Haas, Ernst., 1921-1986)
ХАЛСМАН, Филипп. (Halsman, Philippe., 1906-1979)
ХАНСОН, Дуэйн. (Hanson, Duane., 1925-1996)
ХАРИНГ, Кейт. (Haring, Keith., 1958-1990)
ХАРТЛИ, Марсден. (Hartley, Marsden., 1877-1943)
ХЕД, Мартин. (Heade, Martin Johnson., 1819-1904)
ХИКС, Эдвард. (Hicks, Edward., 1780-1849)
ХОКНИ, Дэвид. (Hockney, David., 1937-)
ХОМЕР, Уинслоу. (Homer, Winslow., 1836-1910)
ХОППЕР, Эдвард. (Hopper, Edward., 1882-1967)
ЧЕМБЕРЛЕН, Джон. (Chamberlain, John., 1927-2011)
ШЕМЯКИН, Михаил. (Shemyakin, Mikhail., 1943-)
ШЕРМАН, Синди. (Sherman, Cindy., 1954-)
ШНАБЕЛЬ, Джулиан. (Schnabel, Julian., 1951-)
ШОУ, Сэм. (Shaw, Sam., 1912-1999)
ШРИ ЧИНМОЙ. (Sri Chinmoy., 1931-2007)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЭВАНС, Уокер. (Evans, Walker., 1903-1975)
ЭВЕРИ, Мильтон. (Avery, Milton Clark., 1885-1965)
ЭЙЗЕНШТАДТ, Альфред. (Eisenstaedt, Alfred., 1898-1995)
ЭРВИТТ, Эллиотт. (Erwitt, Elliott., 1928-)
ЭРНСТ, Макс. (Ernst, Max., 1891-1976)
ЯВАШЕВ, Христо. (Yavashev, Hristo., 1935-)
ЯМАСАКИ, Минору. (Yamasaki, Minoru., 1912-1986)
ХААКЕ, Ханс
ХААКЕ, Ханс
ХААКЕ, Ханс. Новости. 1969 г.
ХААКЕ, Ханс. Новости. 1969 г.
ХААКЕ, Ханс. Глобальный маркетинг. 1986 г.
ХААКЕ, Ханс. Глобальный маркетинг. 1986 г.
ХААКЕ, Ханс. Хелмсборо. 1990 г.
ХААКЕ, Ханс. Хелмсборо. 1990 г.
ХААКЕ, Ханс. Коллатерали. 1991 г.
ХААКЕ, Ханс. Коллатерали. 1991 г.
ХААКЕ, Ханс. Германия. 1993 г.
ХААКЕ, Ханс. Германия. 1993 г.
ХААКЕ, Ханс. Звездный взгляд. 2004 г.
ХААКЕ, Ханс. Звездный взгляд. 2004 г.
ХААКЕ, Ханс. Бонус - буря. 2009 г.
ХААКЕ, Ханс. Бонус - буря. 2009 г.
ХААКЕ, Ханс. Дареный конь на Четвертом постаменте Трафальгарской площади. Лондон. 2013 г.
ХААКЕ, Ханс. Дареный конь на Четвертом постаменте Трафальгарской площади. Лондон. 2013 г.

ХААКЕ, Ханс.

(Haacke, Hans., 1936-) американский художник-концептуалист немецкого происхождения. Родился в Кёльне, Германия. С 1956 по 1960 гг. учился в Государственной академии искусств (у У. Хейтера.) - в немецком г. Кассель, затем два года в Темпльском университете в Филадельфии, США. Работает в живописи, скульптуре, инсталляции, фотографии. С 1967 по 2002 гг. читал лекции в частном колледже "Союз Купера" (The Cooper Union) в Нью-Йорке. Хааке вошел в историю искусства как художник и одновременно социальный и политический активист. Современные ретроспективы Хааке напоминают огромные музеи компромата или даже доски позора, обличающие изнанку арт-рынка. Смысл его работ заключается в том, что все искусство политизировано. Музей для него - "интерпретатор" истории, он диктует, как мы должны видеть это мир и кем в нем быть. С одной стороны, это серьезное образовательное учреждение, с другой - пропагандистский аппарат. В числе "жертв" Хааке - Музей Гугенхайма, Нью-Йоркский Музей современного искусства (MoMА), сеть музеев П. Людвига, галерея Ч. Саачи и многие др. Современники уже успели окрестить Хааке великим разоблачителем и пионером институциальной критики. Свою художественную карьеру художник начинал в конце 1950-х гг. в Германии как живописец-абстракционист. Но долго он на этом пути не задержался. Переболев недолгим интересом к дюссельдорфской группе "Zero", Хааке переехал в Нью-Йорк. В начале своей творческой карьеры Хааке интересовался физическими и биологическими процессами в природе, и большинство его работ были посвящены именно этой теме. "Конденсационный куб" (1963-1965 гг.) - одна из наиболее известных инсталляций Хааке. Это конструкция, сделанная из органического стекла, на дне которой небольшое количество воды. На работу был направлен яркий свет и постепенно температура внутри куба поднималась. Вода начинала испаряться - пар собирался в капли, капли в потоки. Существует мнение, что своей работой он пытался показать, что все внутри музея зависит от его "оболочки" - политики музея, а искусство неизбежно подвергается этому влиянию. В 1969 г. Хааке вместе с К. Андре и Л. Липпард участвуют в создании Ассоциации работников искусства, первого профсоюзного формирования художников авангарда. В 1972 г. в каталоге 5-й "Документы", главной выставки международного концептуализма, был опубликован типовой контракт арт-дилера и художника, который регулировал отношения автора с владельцами его проданных работ: теперь художник имел право получать отчисления за показы и публикации своих растущих в цене произведений. Ассоциация выдвинула музеям профсоюзное политическое требование предоставить залы для показа произведений для цветных художников, а так же создала подразделение профсоюза под названием "Женщины-художницы в революции". "Вылупление птенцов" (1969 г.) - работа представляла собой восемь инкубаторов с куриными яйцами. Во время работы выставки посетители могли наблюдать за процессом вылупления птенцов. С помощью своих инсталляций Хааке общается с социумом, доносит до него свою идею - политика и искусство тесно связаны. На выставке "Информация" (1970 г.) в Нью-Йоркском МоМА, где членом попечительского совета был губернатор Нью-Йорка Н. Рокфеллер, была представлена работа Хааке "Опрос МоМА". Инсталляция представляла собой две прозрачные урны для голосования с подписями "Да" и "Нет" на каждой. Надпись возле них была обращена к посетителям выставки и содержала вопрос: "Стал бы для Вас факт, что губернатор Н. Рокфеллер не осуждает политику президента Р. Никсона в Индокитае, достаточным, чтобы не голосовать за него? Если да, бросьте свой бюллетень в левую урну. Если нет - в правую". Итог был очевиден - в левой урне оказалось в два раза больше бюллетеней. Кроме расследований и разоблачений в своих инсталляциях Хааке также создает работы на социальные и политические темы. Инсталляция "Новости" была организована в Дюссельдорфе в 1969 г., затем ее обновленная версия появилась в 2008 г. в Нью-Йорке. Работа представляет собой телекс, который в реальном времени печатал новости немецкого новостного агентства "DPA". Можно сказать, что таким образом он проиллюстрировал метафору "информационный мусор". Бумажная лента непрерывно выходила из аппарата, и устаревшие новости вскоре становились обычной грудой макулатуры. В 1971 г. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, ссылаясь на то, что политике в нем не место, внезапно отменил персональную выставку Хааке. Художник собирался показать на своей ретроспективной выставке компрометирующие материалы (146 фотографий), собранные из открытых источников, о делах риэлторов, скупающих недвижимость на Манхэттене. Они были деловыми партнерами членов попечительского совета музея Гуггенхайма. Разразившийся скандал, естественно, помог лишь разафишировать творчество немецкого иммигранта. В его защиту выступили два десятка художников, сегодня считающихся звездами западного послевоенного искусства. Хааке пятнадцать лет больше не выставлялся в Америке. "Хелмсборо" (1990 г.) - на этот раз жертвами художника становятся Д. Хельс и Нью-Йоркский MoMa. В MoMa проходила выставка кубизма, спонсором которой стала компания " Филип Моррис". Интересы табачной индустрии в правительстве представлял сенатор Д. Хельс с достаточно радикально-консервативной точкой зрения относительно искусства и религии. " Филип Моррис" открыто сотрудничали с сенатором, оказывая поддержку его благотворительному центру. На выставке Хааке представляет макет огромной пачки "Хелмсборо" с портретом сенатора вместо логотипа. Вместо табака автор начинил сигареты текстом конституции. В 1993 г. на Венецианской биеннале Хааке представил одну из известнейших своих работ - "Германия" (работа получила Золотого льва) - в немецком павильоне, выполненном в фашистском стиле. Павильон был реконструирован в 1937 г. в честь А. Гитлера - паркетный пол был заменен на мраморный. Для создания инсталляции мрамор был отколот и разбросан по полу, а на фасаде павильона большими буквами было выведено слово "Germania" - именно так называл Гитлер свою страну (название страны другое - Deutschland) во время своего правления. С одной стороны павильон это исторический памятник, но с другой это напоминание о фашизме. Неоднократно поднимался вопрос о том, стоит ли оставлять этот павильон или сносить. Фотография "Звездный взгляд" (2004 г.) появилась в период политических конфликтов и социальных волнений. После террористических атак 11 сентября 2001 г. война, которую США вела на Ближнем Востоке, вызвала несправедливое насилие над ни в чем не повинными жертвами, чтобы подтвердить свою власть. Одним из наиболее известных подобных изображений была фотография человека в капюшоне, визуально напоминающего Христа на кресте, сделанная в иракской тюрьме Абу-Грейб в 2004 г. Фотография Хааке одновременно противостоит зрителю с чувствами грусти и сочувствия. Существует очевидный конфликт патриотизма, который испытывает Америка коллективно, и он охватывает стремление защищать и поддерживать свою страну, одновременно осознавая непримиримую жестокость страны. Эта фотография подчеркивает этот личный конфликт и раскрывает его основную мысль, исследующую личное желание замаскировать себя в патриотическом фасаде, чтобы скрыть интуитивные реакции на такую тревожную реальность. Хааке продолжает свою работу в выбранном им направлении. В 2015 г. на "Четвертом постаменте" на Трафальгарской площади в Лондоне установлена статуя "Дареный конь". Скелет лошади с прикрепленным к ноге табло с бегущей строкой данных Лондонской биржи - аллюзия на термин "невидимая рука рынка", введенный А. Смитом в 1766 г., и известную иллюстрацию из труда "Анатомия лошади" Д. Стаббса, изданную в том же году. Прошли те времена, когда выставки Хааке запрещали в музеях, а кураторов этих выставок увольняли. Сегодня выставка великого разоблачителя - большая честь для любого музея мира. В 2004 г. художник участвовал в выставке "Москва - Берлин. 1950-2000" в Историческом музее (Москва). Была представлена его инсталляция "Картина маслом: Дань Марселю Бротарсу" (1982 г.), критикующая политику Р. Рейгана. Там же состоялась лекция Хааке "Искусство разводить спонсора". Творчество художника близко журналистике. Это крайне интересный опыт. Именно он начал достаточно радикальный и бескомпромиссный диалог с институциями, поставив под сомнение светский образ музея. Совершенно ясно, что опыт Хааке полезен и актуален сейчас во всем мире.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2019