| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

РАЙТ, Франк.


БЁРНХЕМ, Дэниел. (Burnham, Daniel., 1846-1912)
ВАН АЛЕН, Уильям. (Van Allen, William., 1883-1954)
ГЕРИ, Фрэнк. (Gehry, Frank., 1929-)
ГРОПИУС, Вальтер. (Gropius, Walter., 1883-1969)
ДЖАДД, Дональд. (Judd, Donald., 1928-1994)
ДЖЕФФЕРСОН, Томас. (Jefferson, Thomas., 1743-1826)
ДЖОНСОН, Филип. (Johnson, Philip., 1906-2005)
КЕНТ, Рокуэлл. (Kent, Rockwell., 1882-1971)
ЛАНФАН, Пьер. (LEnfant, Pierre Charles., 1754-1825)
ЛИ ЛАВРИЕ. (Lee Lawrie., 1877-1963)
МИС ВАН ДЕР РОЭ, Людвиг. (Mies van der Rohe., 1886-1969)
ПЭЙ, Йох Минг. (Pei, Ieoh Ming., 1917-)
РАЙТ, Франк. (Wright, Frank Lloyd., 1867-1959)
РИЧАРДСОН, Генри. (Richardson, Henry Hobson., 1838-1886)
СААРИНЕН, Эро. (Saarinen, Eero., 1910-1961)
СМИТ, Эдриан. (Smith, Adrian., 1944-)
ЯМАСАКИ, Минору. (Yamasaki, Minoru., 1912-1986)
РАЙТ, Франк
РАЙТ, Франк
РАЙТ, Франк. Дом И. Кауфмана ("Дом над водопадом") в Бер-Ране, шт. Пенсильвания. 1935-1939 гг.  США.
РАЙТ, Франк. Дом И. Кауфмана ("Дом над водопадом") в Бер-Ране, шт. Пенсильвания. 1935-1939 гг. США.

РАЙТ, Франк.

(Wright, Frank Lloyd., 1867-1959) известный американский архитектор, дизайнер. Основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры. Родился в Ричленде (шт. Висконсин) в семье учителя музыки и церковного деятеля. В 1886 г. посещал Университет Висконсина. В 1887 г. переехал в Чикаго, работал в 1887-1893 гг. у Л. Салливена, влияние котоpoгo на Райта было решающим. Уже в первых постройках Райта симметричные уравновешенные схемы Салливена получили напряженно-экспрессивное романтическое решение (дом Чарнли в Чикаго, 1891 г.). В 1893 г. Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго. Романтические тенденции усилились у Райт после 1893 г., когда он, работая самостоятельно, строил серию загородных домов-особняков ("дома прерий"; дом Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, 1902 г.). "Дома прерий" быстро завоевывали популярность. В 1901-1909 гг. Райт создал около 120 проектов и построил 76 таких домов. Под влиянием традиций японской архитектуры Райт впервые осуществил идею единой системы "перетекающих" внутренних пространств (дом Роби в Чикаго, 1909 г.). Горизонтальными полосами окон, террасами и открытыми лоджиями, свесами кровель интерьеры "домов прерий" связываются с окружающей средой. Органичное включение архитектурных форм в ландшафт сочеталось у Райта с рациональным использованием специфических свойств строительных материалов и конструкций (здание фирмы "Ларкин" в Буффало, 1905 г.). В начале 1920-х гг. строил дома из бетонных блоков, членя фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадине, шт. Калифорния, 1923 г.). С 1930-х гг. Райт - лидер органической архитектуры, программным произведением которой стал дом И. Кауфмана ("Дом над водопадом") в Бер-Ране (шт. Пенсильвания, 1935-1939 гг.). Дом представляет из себя композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155 000 $, из которых оплата работы архитектора 8 000 $. Не все в конструкции дома оказалось совершенны, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 гг. с добавлением дополнительных стальных опор. Наряду с архитектурной деятельностью он выступал с публичными лекциями и много писал; в 1932 г. вышла в свет его "Автобиография". В том же 1932 г. он предложил проект "города широкого простора", модель идеальной сельской общины, и в своей усадьбе Тейлизин-Уэст организовал Тейлизинское товарищество (позднее Архитектурная школа Ф. Райта). Опираясь на аналогии с природными формами, Райт создал "древоподобные" структуры высотных зданий с бетонными "стволами", вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них "ветвями" - консольными перекрытиями ("Башня Прайса" в Бартлсвилле, шт. Оклахома, 1953-1956 гг.). В ряде сооружений стремился организовать архитектурное пространство на основе углов 60° и 120°, круга и спирали ("дом-соты"- дом Ханна в Пало-Альто, шт. Калифорния, 1937 г.). В здании Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект - 1943-1946, строительство - 1956-1959 гг.) главный объем образован спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик; цельности внутреннего пространства отвечает непрерывность "текучей" формы ограждения. В последние 23 года жизни архитектора получили воплощение 180 из 400 созданных им проектов, а всего за 72 года своей творческой деятельности он спроектировал 800 и построил около 400 зданий. В последнее годы Райт опубликовал десятки статей; он объединил самые важные из своих печатных работ 1930-х гг. в сборнике "Будущее архитектуры" (1953 г.). Затем вышли книги "Естественный дом" (1954 г.), "Завещание" (1957 г.), а также переработанный проект "города широкого простора" - "Живой город" (1958 г.). Райт был женат официально три раза. У него осталось семь детей, три сына и четыре дочери (двое сыновей также стали архитекторами). Умер в Фениксе (шт. Аризона). Райт - архитектор-новатор, оказавший огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой пол. XX в.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024