| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав.


АНДРЕ, Карл. (Andre, Carl., 1935-)
АРХИПЕНКО, Александр. (Archipenko, Alexander., 1887-1964)
БАРНИ, Мэтью. (Barney, Matthew., 1967-)
БАРТОЛЬДИ, Фредерик. (Bartholdi, Frederic Auguste., 1834-1904)
БЕКМАН, Макс. (Beckmann, Max., 1884-1950)
БОРГЛУМ, Гатсун. (Borglum, Gutzon., 1867-1941)
БУРЖУА, Луиза. (Bourgeois, Louise., 1911-2010)
ГЕРИ, Фрэнк. (Gehry, Frank., 1929-)
ГЕССЕ, Ева. (Hesse, Eva., 1936-1970)
ГОБЕР, Роберт. (Gober, Robert., 1954-)
ДЕ МАРИЯ, Уолтер. (De Maria, Walter., 1935-)
ДЖАДД, Дональд. (Judd, Donald., 1928-1994)
ДЖОНС, Джаспер. (Johns, Jasper., 1930-)
ДИ МОДИКА, Артуро. (Di Modica, Arturo., 1941-2021)
КАЦ, Алекс. (Katz, Alex., 1927-)
КЕЛЛИ, Эльсуорт. (Kelly, Ellsworth., 1923-)
КЕНТ, Рокуэлл. (Kent, Rockwell., 1882-1971)
КИНХОЛЬЦ, Эдвард. (Kienholz, Edward., 1927-1994)
КОЛДЕР, Александр. (Calder, Alexander., 1898-1976)
КОРНЕЛЛ, Джозеф. (Cornell, Joseph., 1903-1972)
КУНИНГ, Виллем де. (Kooning, Willem de., 1904-1997)
КУНС, Джефф. (Koons, Jeff., 1955-)
ЛЕВИТТ, Сол. (Lewitt, Sol., 1928-2007)
ЛИ ЛАВРИЕ. (Lee Lawrie., 1877-1963)
МАРИСОЛЬ, Эскобар. (Marisol Escobar., 1930-2016)
МЕШТРОВИЧ, Иван. (Mestrovic, Ivan., 1883-1962)
МОРРИС, Роберт. (Morris, Robert., 1931-)
МОХОЙ-НАДЬ, Ласло. (Moholy-Nagy, Laszlo., 1895-1946)
НАУМАН, Брюс. (Nauman, Bruce., 1941-)
НЕИЗВЕСТНЫЙ, Эрнст. (Neizvestny, Ernst., 1925-2016)
НОГУТИ, Исаму. (Noguchi, Isamu., 1904-1988)
НЬЮМЕН, Барнетт. (Newman, Barnett., 1905-1970)
ОЛДЕНБУРГ, Клас. (Oldenburg, Claes., 1929-)
ПРОКТОР, Александр. (Proctor, Alexander Phimister., 1860-1950)
РЕМИНГТОН, Фредерик. (Remington, Frederic., 1861-1909)
СЕГАЛ, Джордж. (Segal, George., 1924-2000)
СЕРРА, Ричард. (Serra, Richard., 1939-)
СМИТ, Дэвид. (Smith, David., 1906-1965)
УОРХОЛ, Энди. (Warhol, Andy., 1928-1987)
ФЛАВИН, Дэн. (Flavin, Dan., 1933-1996)
ХАНСОН, Дуэйн. (Hanson, Duane., 1925-1996)
ХАРИНГ, Кейт. (Haring, Keith., 1958-1990)
ЧЕМБЕРЛЕН, Джон. (Chamberlain, John., 1927-2011)
ШЕМЯКИН, Михаил. (Shemyakin, Mikhail., 1943-)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯВАШЕВ, Христо. (Yavashev, Hristo., 1935-2020)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Цецора. 1927 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Цецора. 1927 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Атлантида. 1910-е гг.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Атлантида. 1910-е гг.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Борьба. 1917 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Борьба. 1917 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Защита. 1929 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Защита. 1929 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Шлем рода. 1940 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Шлем рода. 1940 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Линкольн. 1940 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Линкольн. 1940 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Затопленный город. 1954 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Затопленный город. 1954 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Сидящая дева. 1970-е гг.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Сидящая дева. 1970-е гг.

ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав.

(Szukalski, Stanislaw., 1893-1987) американский скульптор и художник польского происхождения. Родился в Варта, Российская империя (на территории нынешней Польши) в бедной семье. С детства жил попеременно, то на родине, то в США. Прибыл в Нью-Йорк вместе со своей матерью и сестрой в 1907 г., затем они отправились в Чикаго, чтобы присоединиться к его отцу. Вундеркинд в скульптуре, Шукальский поступил в 13 лет в Художественный институт Чикаго. Учился в Краковской академии искусств (у Константы Лящка, 1910-1913 гг.), где стал обладателем двух золотых медалей, а в 1925 г. на Международной выставке современного декоративного искусства в Париже получил Гран При за бронзу, Почётный диплом за архитектурный проект и Золотую медаль за резьбу по камню. Вернувшись в США в 1913 г., Шукальский присоединился к художественной жизни в Чикаго, став важной частью "Чикагского Ренессанса". С 1914 г. он выставляется в Художественном институте, две персональные выставки были в 1916 и 1917 гг., а также в Клубе прогрессивных искусств в 1919 г. В 1922 г. он женился на Хелен Уокер, дочери художника, в 1932 г. они развелись (в 1926 г. родилась дочь). В 1934 г. Шукальский женился на Джоан Ли Донован, воспитательнице детского сада его дочери в Чикаго. Ранние работы Шукальского - это, главным образом, портретные бюсты, в которых отмечается влияние различных стилистик - как модернистских, так и европейских авангардных тенденций (экспрессионизм, кубизм, футуризм), а также примитивного искусства Северной и Южной Америки. После 1914 г. в творчестве скульптора начинают появляться фигуративные композиции с символическим, часто загадочным значением. Он использует в них далеко идущую деформацию тела изображенных персонажей с одновременным виртуозным воспроизведением анатомических деталей. В 1925 г. Шукальський выиграл конкурс на проект памятника А. Мицкевичу в Вильне (сейчас - Вильнюс). Жюри поразил его замысел - поэт кормит кровью своего сердца исполинского орла, но через шум в печати и негодование части мещан, проект, в конце концов, отвергли. Был выбран для строительства другой вариант, который, также, не был осуществлен. В 1918 г. Польша получила независимость. Национальная мысль стала бурно развиваться в различных направлениях. Шукальский намеревался создать новое польское искусство, основанное на национальной мифологии и истории, разработал собственную псевдонаучную историческую теорию церматизма, утверждавшую, что вся человеческая культура произошла с острова Пасхи после потопа. Люди же - потомки "чистых существ" Лемурии и Атлантиды - вовлечены в вечную борьбу с гуманоидными йети с Гималаев и их гибридами с людьми. Эти измышления Шукальский иллюстрировал своими работами, такими как "Борьба" (1917 г.), "Атлантида" (1910-е гг.), "Затопленный город" (1954 г.). В 1923-1925 гг. семья жила в Италии и Франции. После путешествия по Европе в 1926-1928 гг. Шукальский отправился в Краков, где в 1929 г. у него была ретроспективная выставка. Во время вернисажа этой выставки скульптор вызвал скандал с его заявлением, осуждающим состояние польского искусства, которое подражало, по мнению скульптора, в рабском стиле западным образцам и утрачивало свой родной характер. Критиковал методы преподавания скульптуры в Краковской академии, и вскоре создал свою собственную художественную школу под названием "Творчество". В 1929 г. он основал художественное движение под названием "Племя Рогатое сердце" - группу польских художников эстетическим направлением которых был поиск вдохновения в культуре древних славян. Девизом группы был лозунг "Любить и бороться". Группа прекратила своё существование в 1936 г., отметившись многочисленными выставками по всей Польше и публикациями в национальной художественной и общественной прессе. Члены группы принимали псевдонимы славянского языческого происхождения. Группа издавала собственную газету "Krak". В 1929 г. Шукальский опубликовал "Проекты в дизайне: скульптура и архитектура", содержащие рисунки, которые варьировались от очень подробных декоративных архитектурных элементов - каминов, дверных проемов и окон - до идеализированных планов городов, мостов, надгробий и памятников, подходящих героям Польши. В 1930-х гг. Шукальский в Польше прославился как скульптор-националист. В 1934 г. его объявили величайшим из живущих художников Польши. В 1936 г. он вернулся в Польшу. Выполнил памятник Болеславу Храброму, несколько скульптур, и украсил фасад Силезского музея в Катовице, а также здание местного правительства в этом городе. Правительство предоставило ему студию, самую большую в Варшаве, и провозгласило ее Национальным музеем Шукальского. В нем было создано много его замысловатых картин и массивных скульптур, отличающихся драматическими мифологическими образами. В 1937 г. на Международной выставке искусства и техники в Париже получил Почетный диплом за работу, посвященную Копернику. В следующем году издал пьесу-трагедию "Krak syn Ludoli: dziejawy w dziesieciu odmroczach". На обложке этого произведения был изображен т.н. "Топорел" (Toporzel) - стилизация из орла и топора, который Шукальский придумал в 1935 г. как герб для воскрешенной Польши, которую он именовал "Польша №2". Сегодня эту эмблему используют несколько ультраправых и неоязыческих организаций в Польше. Во время осады Варшавы немецкой армией в сентябре 1939 г. скульптор был ранен во время бомбардировки Варшавы, которая разрушила большую часть его мастерской. Шукальский и его жена нашли убежище в посольстве США. В конце концов, они смогли вернуться в США. После капитуляции Польши в 1939 г. музей Шукальского был разрушен, а экспонаты уничтожены или разграблены нацистами. Он поселился в Лос-Анджелесе, где впоследствии подружился с семьёй Джорджа Ди Каприо - отца знаменитого актёра Леонардо Ди Каприо. Скульптор многие годы жил в бедности, подрабатывал на киностудиях, проектировал декорации, иногда лепил, больше рисовал. Значительную часть своего времени он посвятил тайнам древней истории человечества, вопросам формирования языков, вероисповеданий, обычаев, искусств и миграции народов. Эта работа под названием "Праязык" (по-польски "Macimowa") продолжалась без перерыва более 40 лет. Он написал рукопись из 42 томов общим объемом более 25 000 страниц, включая 14 000 иллюстраций. Тома охватывали различные вопросы; его рисунки пером артефактов, которые он считал "свидетелями", были сделаны, чтобы подтвердить его теории. В позднем периоде работы скульптора были созданы призрачные скульптурные и архитектурные проекты памятников, в том числе "Прометей" (1943 г.), призванный стать подарком американского народа для Организации объединенных наций, и "Галисийский петух" (1960 г.), предназначенный для Парижа как дань французским партизанам. В 1970-е гг. его положение немного улучшилось благодаря финансовой поддержке Гленна Брея. В частности, Шукальский издал в 1980 г. монографии "Корыто, заполненное жемчугом" и "Внимание, Праязык", а через два года - "Внутренние портреты". Вторая жена умерла в 1980 г. Скульптор умер в возрасте 93 лет (кровоизлияние в мозг, которое стало следствием ДТП) в г. Бербанк, Калифорния, США. Шукальский был необыкновенно талантливым и оригинальным художником-авангардистом, скульптором, поэтом, писателем. Спорное, нередко внушающее страх творчество Шукальского, впечатляющее искусством лепки, но вызывающее беспокойство своей эклектикой и трудностью понимания, до сих пор недостаточно признано. В 2000 г. Леонардо Ди Каприо спонсировал его ретроспективу в Художественном музее Лагуны в Калифорнии. В том же году отец актёра выпустил книгу "Борьба", для которой написал предисловие в соавторстве с сыном. Оба выступили продюсерами фильма "Борьба. Жизнь и утраченное искусство Станислава Шукальского", трансляция которого стартовала в 2018 г. Произведения Шукальского выставлены в Польском музее в США и Верхнесилезском музеи в Польше.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024