НИМЕЙЕР, Оскар.
|
НИМЕЙЕР, Оскар
НИМЕЙЕР, Оскар. Кафедральный собор. Г. Бразилиа, Бразилия. 1960-1970 гг.
НИМЕЙЕР, Оскар. Арочный дворец Итамарати, Бразилиа, Бразилия. 1956 г.
НИМЕЙЕР, Оскар. Дворец Алворада, Бразилиа, Бразилия. 1958 г.
НИМЕЙЕР, Оскар. Здание бразильского национального конгресса, Бразилиа, Бразилия. 1957-1964 гг.
НИМЕЙЕР, Оскар. Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. 1947-1952 гг.
НИМЕЙЕР, Оскар. Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия, Бразилия. 1996 г.
НИМЕЙЕР, Оскар. Музей Оскара Нимейера под названием "Глаз" в Куритибе, Бразилия. 2002 г.
НИМЕЙЕР, Оскар. Культурный центр Оскара Нимейера, Испания.
НИМЕЙЕР, Оскар.
(Niemeyer, Oscar., 1907-2012) известный бразильский архитектор. Родился в г. Рио-де-Жанейро, Бразилия, в достаточно обеспеченной семье, где было шестеро детей. Воспитывался в доме родителей матери. В 21-летнем возрасте женился на Анните Бальдо, дочери итальянских иммигрантов из Венеции, которая принесла ему единственную дочь Анну Марию. В 1934 г. окончил Национальную художественную школу изящных искусств в Рио-де-Жанейро, где изучал архитектуру; еще во время учебы разработал несколько новаторских архитектурных проектов. Первое здание по его проекту - ясли в Рио-де-Жанейро - было построено в 1937 г. Симпатизировал СССР во Второй мировой войне. В 1936-1943 гг. под руководством Лючио Коста и Ле Корбюзье Нимейер вместе с группой молодых архитекторов проектировал здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. Один из основателей бразильской школы современной архитектуры. В 1960 г. столица Бразилии была перенесена из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. С 1957 г. совместно с Л. Коста осуществлял застройку г. Бразилиа необычными по формам сооружениями. Новаторская разработка железобетонных конструкций, поиски их эстетической выразительности определили смелость и свободу планировочных решений, экспрессию и большое пластическое богатство форм в таких работах Нимейеры, как президентский дворец (Дворец Рассвета), министерство иностранных дел (Дворец Арок), здания Конгресса, Верховного Суда, Кафедральный собор и др. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа (1960-1970 гг.), именно за проект этого собора Нимейер получил Притцкеровскую премию (1988 г.) - самую престижную награду в области архитектуры. Собор выполнен в виде 16 колонн, которые символизируют 8 пар рук, протянутых к небу. По замыслу архитектора, чтобы попасть внутрь собора, необходимо спуститься на несколько метров под землю. Пройдя по темному коридору, как сквозь темноту собственных грехов, вы попадете в сам собор, который представляется раем. Крыша собора оформлена витражами. Утверждая, что в творчестве бразильского зодчего органично сочетаются модернизм и бразильское барокко, критики обычно приводят в пример столичный Кафедральный Собор. В 1939 г. Нимейер построил Бразильский павильон к Всемирной выставке в Нью-Йорке; в 1955-1956 гг. архитектор разработал проект Музея современного искусства для столицы Венесуэлы Каракаса, в 1957 г. построил в Берлине жилой блок для Международной строительной выставки. В 1960-х - начале 1970-х гг. проектировал и строил общественные здания в Гане, Ливане, Франции, Италии, Алжире. В 1947 г. участвовал в проектировании штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, выступил в роли главного консультанта при сооружении здания. К другим архитектурных сооружениям Нимейеры относятся: комплекс спортивных и увеселительных заведений в Пампулие, близ Белу-Оризонти (1942-1943 гг.), банк Боависта (1946 г.), собственный дом Нимейеры (1953 г.), госпиталь "Южная Америка" (1953 г.), гостиница "Насионал" (1970 г.) - в Рио-де-Жанейро, здания штаб-квартиры Французской коммунистической партии в Париже (1966 г.). Важнейшей заслугой Нимейеры были поиски национального своеобразия современной архитектуры Бразилии. Истоки самобытности мастер видел в специфике природно-климатических условий страны и ее культурных традиций. В стремлении к свободе он создавал близкую темпераментному характеру бразильцев динамичную и живописную архитектуру. Ее отличает открытость - как образная, смысловая, так и физическая: мягкость перехода от интерьера к внешнему пространству через открытые террасы, лоджии, навесы, использование стеклянных ограждений. Для архитектуры Нимейеры характерны пластичность, выразительность и теплота. Он одним из первых увидел и реализовал художественные возможности монолитного железобетона. Несмотря на остроту и необычность, проекты Нимейеры всегда детально разработаны, функционально и конструктивно обоснованы, зачастую сообщая функции неожиданное, но весьма рациональное воплощение. Нимейер постоянно стремится к обогащению архитектурной формы - к пластике и контрастным сопоставлениям объёмов, к динамичности членений, к разработке фактуры поверхностей, к введению цвета, а также к включению в архитектурную композицию произведений смежных искусств. Социальные противоречия подчас вызывали у Нимейеры искреннее разочарование в своей профессиональной деятельности. Открывая в 1965 г. выставку своих работ в Лувре, он говорил: "Я разработал сотни проектов, но должен признаться, что в целом не удовлетворен своей работой, так как она никогда не приносила пользу обездоленным классам, а ведь беднота составляет большинство бразильской нации... Есть одна вещь, которая меня утешает. Это то, что я никогда не придавал первостепенного значения самой архитектуре. Мои интересы обращены непосредственно к жизни, к социальным проблемам, к политическому и экономическому освобождению моей страны, к борьбе против империализма, нищеты и невежества..." Во время военной диктатуры Нимейер жил в эмиграции во Франции (1964-1985 гг.), посещая Бразилию лишь с короткими визитами; при этом строительство общественных зданий в Бразилиа продолжалось по его проектам. В Рио-де-Жанейро Нимейер строит здание издательства "Маншете" (1967 г.), станцию метро "Саенс Пенья" (1979 г.), центр карнавала (1983-1984 гг.); в Бразилиа - мемориал президента Кубичека (1980 г.), Пантеон (1985 г.) и Мемориал Латинской Америки (1987 г.). После свержения военной диктатуры в 1985 г. Нимейер вернулся на родину. В 1992-1996 гг. он был Председателем Коммунистической партии Бразилии. В 1996 г., в возрасте 89 лет, Нимейер построил Музей современного искусства в Нитерое. В 2000-е гг. по проектам Нимейеры построены Музей Нимейеры в Куритибе (2001-2002 гг.), аудитория Ибирапуэра в Сан-Паулу (2002 г., по проекту 1951 г.), Национальный музей и библиотека в Бразилиа (2006 г., по проекту 1958 г.), культурный центр Нимейеры в Гоянии (2006 г.), Кабо-Бранко в Жуан-Песоа (2008 г.). В 2006 г. в Астурии (Испания) был возведен Культурный центр Нимейеры, названный в честь автора проекта. Музей современного искусства в Нитерое, по мнению архитектора, это его самый грандиозный проект. Вид музея и правда завораживает, напоминая космическую тарелку инопланетян, особенно если смотреть сверху. Здание представляет собой 16-метровое бетонное гладкое цилиндрическое сооружение на тонкой ножке со стеклянным поясом. Из панорамного окна музея, расположенного на самом берегу, открывается прекрасный вид через залив на Рио-де-Жанейро и знаменитую статую Христа. Почетный член АХ СССР (1983 г.). Член Президиума Всемирного Совета Мира, лауреат Международной Ленинской премии "3а укрепление мира между народами" (1963 г.). В 1978 г. возглавил общественную организацию Центр - Демократическая Бразилия, объединившую оппозиционных военному режиму круги интеллигенции, профсоюзных и политических деятелей. Соч.: Мой опыт строительства Бразилиа, пер. с португ., М., 1963. Творческое наследие великого архитектора в разных уголках мира - по некоторым данным он создал более 600 работ. Последним проектом Нимейеры стала телевизионная башня в столице Бразилии, открытая в 2012 г., в год смерти своего создателя. Умер в больнице в Рио-де-Жанейро в возрасте 104 года. Ушла целая эпоха, человек, создавший архитектуру ХХ в. Его единственная дочь, Анна Мария, умерла в возрасте 82 лет в 2012 г. Свое имя прочно вписал в историю архитектуры выдающийся зодчий Нимейер. Его работы известны на весь мир. Они не перестают удивлять и восхищать наших современников. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|