| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ЙОРДАНС, Якоб.


ЙОРДАНС, Якоб
ЙОРДАНС, Якоб
ЙОРДАНС, Якоб. Бобовый король. Около 1638 г.
ЙОРДАНС, Якоб. Бобовый король. Около 1638 г.
ЙОРДАНС, Якоб. Семейный портрет. 1621 г.
ЙОРДАНС, Якоб. Семейный портрет. 1621 г.

ЙОРДАНС, Якоб.

(Jordaens, Jacob., 1593-1678) фламандский живописец и график, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Родился в Антверпене в семье богатого торговца тканями, первый из одиннадцати детей. Основы профессионального образования получил в мастерской художника Адама ван Ноорта, который в свое время был учителем П. Рубенса. Начал Йорданс с декоративных росписей для шпалер. На его творчество большое влияние оказал П. Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие выдающиеся художники как Стен и Снейдерс. Писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, работал в бытовом и портретном жанрах. В творчестве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в искусстве художника значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо. Практически всю свою жизнь прожил в Антверпене, где организовал большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В ранних произведениях Йорданса ("Семейный портрет", ок. 1615 г., "Поклонение пастухов", 1618 г.) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах мастера, выполненных в 1620-1630-х гг. ("Воспитание Юпитера", 1620 г., "Семейный портрет", ок. 1622-1624 гг., "Аллегория плодородия", ок. 1625-1628 гг. "Бобовый король", 1638 г.), определились особенности его реализма - пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов. Жизнерадостна картина "Бобовый король". Художник изображает праздник во фламандской семье среднего достатка. Кусок пирога с запеченным бобом достался на этот раз дедушке. Вот он посажен во главе стола, надета бумажная корона. выбрана королева - и всех захватило шумное веселье. Великолепно передает Йорданс и этих здоровых, полнокровных, беззлобно потешающихся людей и всю обстановку шуточного события. Отлично написан натюрморт. С 1640-х гг. пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно "Триумф принца Фридриха Генриха Оранского", 1652 г.). В 1650-х гг. на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам. Помимо картин художник писал картоны для гобеленов. Исполнял также акварели и офорты. Сохранилось несколько сотен его рисунков. У Йорданса было много учеников. В картинах фламандского живописца неоднократно встречается одна и та же женская фигура - Катарина ван Ноорт, дочь учителя Йорданса, ставшая в 1616 г. женой художника. Единственный сын живописца, Якоб Йорданс Младший, также стал художником и работал преимущественно в Копенгагене. Умер Йорданс в Антверпене от загадочной болезни "английский пот", в один день со своей дочерью Елизаветой. Их похоронили вместе под одним надгробием на кладбище в д. Путте (провинция Антверпен, Бельгия), где уже была похоронена жена художника Катарина. В 1877 г. в Путте установили памятник Йордансу и двум другим его собратьям по цеху. Бюст Йорданса на монументе выполнил бельгийский скульптор Жозеф Ламбо. Лит.: Смольская Н., Якоб Йорданс. М., 1959.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024