БРАУЭР, Адриан. (Brouwer, Adriaen., 1605-1638)
ВАН ДЕЙК, Антонис. (Van Dyck, Sir Antony., 1599-1641)
ЙОРДАНС, Якоб. (Jordaens, Jacob., 1593-1678)
МАГРИТТ, Рене. (Magritte, Rene., 1898-1967)
РЕДОУТ, Пьер. (Redoute, Pierre Joseph., 1759-1840)
РУБЕНС, Петер Пауль. (Rubens, Sir Peter Paul., 1577-1640)
СНЕЙДЕРС, Франс. (Snyders, Frans., 1579-1657)
ТОЙМАНС, Люк. (Tuymans, Luc., 1958-)
ФАБР, Ян. (Fabre, Jan., 1958-)
ЭНСОР, Джеймс. (Ensor, James., 1860-1949)
ЭРЖЕ. (Herge., 1907-1983)
|
РУБЕНС, Петер Пауль
РУБЕНС, Петер Пауль. Похищение дочерей Левкиппа. Около 1619-1620 гг.
РУБЕНС, Петер Пауль. Венера у зеркала. 1615 г.
РУБЕНС, Петер Пауль. Союз Земли и Воды. 1618 г.
РУБЕНС, Петер Пауль. Персей и Андромеда. 1620-1621 гг.
РУБЕНС, Петер Пауль. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. 1625 г.
РУБЕНС, Петер Пауль.
(Rubens, Sir Peter Paul., 1577-1640) величайший фламандский живописец XVII в., глава фламандской школы живописи, блестящий представитель стиля барокко в Европе. Живописец-монументалист, талантливый дипломат, ученый-гуманист. Родился в семье юриста в Германии. Детство Петера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Рубенса, отца художника, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Учился в Антверпене, но настоящее художественное образование получил в Италии, где жил с 1600 г. по 1608 г. Именно Рим с его античной скульптурой, фресками Микеланджело и Рафаэля, полотнами Караваджо и Карраччи придал стилю Рубенса торжественность и величие. В итальянский период своей деятельности, Рубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьёзную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602 г.), "Двенадцать апостолов", "Гераклит", "Демокрит" (1603 г.), "Преображение" (1604 г.), "Св. Троица" (1604 г.), "Крещение" (1606 г.) и три картины, изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608 г.). Вернувшись в Антверпен (1609 г.), занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Уже в первых произведениях Рубенс, выполненных после возвращения на родину, проявилось стремление переработать впечатления от работ итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданные Рубенсом в начале 1610-х гг. монументальные религиозные композиции, идущие стилистически в русле барокко ("Водружение креста", ок. 1610-1611 гг., и "Снятие со креста", ок. 1611-1614 гг.), отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них пробиваются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника. В начале творчества Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609 г.), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды, изысканным сдержанным колоритом. Середина 1610-х гг. отмечена обращением Рубенса к классическим мотивам и традициям, поисками пластически совершенного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монумент. цельности композиции. В 1612-1620 гг. складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античной и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, мифических персонажей и животных, изображённые на фоне цветущей природы или величественной фантастической архитектуры, часто сплетаются в картинах в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой и страстным "языческим" жизнелюбием. Рубенс вводил в свои картины национальные и простонародные типы и как бы вразрез с религиозными представлениями эпохи любовно воссоздавал красоту обнажённого полнокровного человеческого тела, воспевая чувственную полноту и радость земного бытия ("Союз Земли и Воды", ок. 1618 г., "Персей и Андромеда", начало 1620-х гг.; "Похищение дочерей Левкиппа", ок. 1619-1620 гг.). Картины этого времени отличаются многообразием композиции, гибким линейным ритмом, свежестью светлого, сверкающего колорита. Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Р. достигал исключит. мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов. Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615-1620 гг. Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника (в которой работали и крупные живописцы - А. ван Дейк, Я. Иорданс, Ф. Снейдерс) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально-декоративные композиции. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи ("История Марии Медичи", ок. 1622-1625 гг.), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифические фигуры и иносказание с реалистическими элементами, что явилось новым словом в развитии исторической живописи. Он выполнил большое число парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели (портреты Марии Медичи, ок. 1622-1625 гг., и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620 гг.). Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в т. ч. "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (ок. 1625 г.), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели (влажный блеск глаз, тончайшие нюансы фактуры и цвета кожи и т. п.). Ок. 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора (отмеченный барочной пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. В 1626 г., потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью; посетил Англию и Испанию, где вновь знакомился с произведениями Тициана, работами испанских мастеров. В 1630-х гг. начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте (Брабант). Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника - Елены Фаурмент ("Шубка", ок. 1638-1640 гг.), иногда изображённой в виде мифических персонажей ("Вирсавия", ок. 1635 г.). Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом в ознаменование въезда в Антверпен нового правителя Фландрии Фердинанда (1634-1635 гг.). Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость ("Елена Фаурмент с детьми", ок. 1636 гг.; "Три грации", 1638-1640 гг.; "Вакх", около 1638-1640 гг.). Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом средств отмечен поздний автопортрет художника (ок. 1637-1640 гг.). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и др.). Являясь преимущественно подготовительным материалом для живописи, они отличаются тонкой наблюдательностью, смелостью и лаконизмом, мягкостью и лёгкостью штриха. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многих европейские художники XVIII-XIX вв. (Ж. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и другие). |