| На главную страницу | О проекте | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

УТЗОН, Йорн


УТЗОН, Йорн
УТЗОН, Йорн
УТЗОН, Йорн. Сиднейский оперный театр.  Австралия. 1973 г.
УТЗОН, Йорн. Сиднейский оперный театр. Австралия. 1973 г.

УТЗОН, Йорн

(Utzon, Jorn, 1918-2008) датский архитектор, самобытно соединивший принципы функционализма и органической архитектуры. Родился в Копенгагене. Период учения Йорна в архитектурной школе при Академии искусств в Копенгагене (1937-1942 гг.) совпал с немецкой оккупацией Дании. Затем три года работал в Стокгольме, где испытал большое влияние построек Э. Асплунда. Столь же путеводным было для него и общение с А. Аалто. В 1949 г. стажировался в США (встречался с Ф. Райтом), а в 1957 г. побывал в Китае, Японии, Индии и Непале. Возможно, под воздействием восточных впечатлений сравнительная простота ранних произведений Утзона сменилась романтической эксцентрикой в проекте Оперного театра в Сиднее (с 1956 г.; в сотрудничестве в инженером О. Арупом); эта постройка принесла зодчему мировую славу и стала главной достопримечательностью австралийского города. Проект был выбран из 233 предложений на международном конкурсе, организованном правительством Нового Южного Уэльса в 1956 г. Замысел здания прост: платформа, в которую врезаны два амфитеатра. Нам этими двумя залами, их фойе и барами легко поднимаются арки облицованных белой черепицей больших раковин. Расположенный на скалистом мысе Бекнелонг Пойнт, образующем Сиднейскую бухту, самом оживленном месте Сиднейского залива, где когда-то возникло первое поселение белых в Австралии, здание Оперы преобразило это место в ряд плато, над которыми парят белые раковины. Строительство шло с большими трудностями, однако все же было доведено до конца (1973 г.). В композиции оперного театра, стоящего на берегу морского залива, доминируют вздымающиеся друг над другом бетонные своды-оболочки, - напоминая надутые ветром паруса, они великолепно символизируют внутреннее музыкальное содержание здания. В 1964 г. в Новом Южно Уэльсе сменилось правительство, и новая власть повела атаку на Уотзона, подвергнув публичной критике, отказавших выплачивать ему вознаграждение и оплачивать заказанные им работы. В апреле 1966 г. Уотзон и его семья тайно покинули Австралию. Его заменила специально организованная фирма. С 1966 г. П. Холл становиться архитектором проекта. Это он закончил Концертный зал и Оперный театр, а также детально проработал окна и лестницы. Параметры Оперного театра: внешние размеры 186 х 116 м, самая высокая раковина 67 м, вес крыши 26 700 т. Слушатели и посетители прибывают к зданию со стороны города, пешком проходя по суровому пространству под большой лестницей, перекрытому скульптурными бетонными балками. Затем они поднимаются по лестнице на уровень основной платформы, как будто "проходя из низкого нартекса или крипты в величественный готический собор". Фойе очень светлое, а ребра свода взмывают до самого верха раковин. Сиднейское здание Оперы - один из самых прославленных архитектурных образов ХХ в. Его название сразу вызывает в памяти определенную форму и место. Оперный Дом стал частью переосмысления архитектуры в 1950-х гг, отталкивающегося от модернизма 1930-х и 1940-х гг. Кроме проекта Сиднейского театра, подобный композиционный прием Утзон использовал в некоторых других своих работах: рабочей школе в Хойструпе (1959 г.), жилом доме во Фредериксберге (1959 г.), в сооружениях международной выставки в Копенгагене (1960 г.), в многочисленных эскизных проектах, рисунках и набросках. Хотя Утзон мало строил в последующие годы, за свой проект Сиднейского театра он получил множество наград и премий (в том числе Притцкеровскую премию за 2003 г.), а в 2007 г. стал первым архитектором, чей проект был прижизненно объявлен памятником Всемирного наследия. Помимо Сиднейского оперного театра Утзоном был осуществлен еще ряд построек, преимущественно в Дании. Среди его зарубежных работ - здание Национальной Ассамблеи Кувейта. Кроме того, в 2006 г. с участием королевы Елизаветы II была открыта пристроенная к зданию театра западная колоннада, спроектированная Утзоном в поздние годы без выезда в Австралию.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2018