| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

АНДРЕЕВ, Николай.


АЛЬПЕРТ, Макс. (Alpert, Max., 1899-1980)
АНДРЕЕВ, Николай. (Andreev, Nikolay., 1882-1947)
БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. (Baltermants, Dmitry., 1912-1990)
БАРЩЕВСКИЙ, Иван. (Barshchevsky, Ivan., 1851-1948)
БУЛЛА, Виктор. (Bulla, Viktor., 1883-1938)
БУЛЛА, Карл. (Bulla, Karl., 1852-1929)
БУРК-УАЙТ, Маргарет. (Bourke-White, Margaret., 1904-1971)
ГОЙНИНГЕН-ГЮНЕ, Георгий. (Hoyningen-Huene, George., 1900-1968)
ГРИНБЕРГ, Александр. (Grinberg, Alexander., 1885-1979)
ДЕНЬЕР, Андрей. (Denier, Andrey., 1820-1892)
ДИТЛОВ, Александр. (Ditlov, Alexander., 1912-2009)
ДМИТРИЕВ, Максим. (Dmitriev, Maxim., 1858-1948)
ДОУ, Олег. (Dou, Oleg., 1983-)
ЗЕЛЬМА, Георгий. (Zelma, Georgy., 1906-1984)
ИГНАТОВИЧ, Борис. (Ignatovich, Boris., 1899-1979)
КАРЕЛИН, Андрей. (Karelin, Andrey., 1837-1906)
КОЛОСОВ, Георгий. (Kolosov, Georgiy., 1945-)
КУЛИК, Олег. (Kulik, Oleg., 1961-)
ЛЕВИЦКИЙ, Сергей. (Levitsky, Sergey., 1819-1898)
ЛОБОВИКОВ, Сергей. (Lobovikov, Sergey., 1870-1941)
МАЗЕР, Карл. (Mazer, Carl Peter., 1807-1884)
МАМЫШЕВ-МОНРО, Владислав. (Mamyshev-Monroe, Vladislav., 1969-2013)
НАППЕЛЬБАУМ, Моисей. (Nappelbaum, Moisey., 1869-1958)
НИКИШИН, Алексей. (Nikishin, Alexey., 1976-)
ПЕРЕВОЩИКОВ, Алексей. (Perevoschikov, Alexey., 1905-1988)
ПЛАХОВ, Лавр. (Plakhov, Lavr., 1810-1881)
ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ, Сергей. (Prokudin-Gorsky, Sergey., 1863-1944)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДЧЕНКО, Александр. (Rodchenko, Alexander., 1891-1956)
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, Екатерина. (Rojdestvenskaya, Ekaterina., 1957-)
СВИЩОВ-ПАОЛА, Николай. (Svishtov-Paola, Nikolay., 1874-1964)
СВО, Энтони. (Suau, Anthony., 1956-)
СОКОРНОВ, Василий. (Sokornov, Vasily., 1876-1946)
СУТЯГИН, Владимир. (Sutyagin, Vladimir., 1955-)
ХАЛДЕЙ, Евгений. (Khaldei, Yevgeny., 1917-1997)
ШАГИН, Иван. (Shagin, Ivan., 1904-1982)
ШАЙХЕТ, Аркадий. (Shaikhet, Arkady., 1898-1959)
ШУМОВ, Пётр. (Shumov, Petr., 1872-1936)
ЯГЕЛЬСКИЙ, Александр. (Yagelsky, Alexander., 1861-1916)
АНДРЕЕВ, Николай
АНДРЕЕВ, Николай
АНДРЕЕВ, Николай. Березки. 1930 г.
АНДРЕЕВ, Николай. Березки. 1930 г.
АНДРЕЕВ, Николай. Первые цветы. 1920-е гг.
АНДРЕЕВ, Николай. Первые цветы. 1920-е гг.
АНДРЕЕВ, Николай. Портрет старого крестьянина. 1925 г.
АНДРЕЕВ, Николай. Портрет старого крестьянина. 1925 г.
АНДРЕЕВ, Николай. В городском парке. 1926 г.
АНДРЕЕВ, Николай. В городском парке. 1926 г.
АНДРЕЕВ, Николай. Затишье перед бурей. 1926 г.
АНДРЕЕВ, Николай. Затишье перед бурей. 1926 г.
АНДРЕЕВ, Николай. Изморозь.
АНДРЕЕВ, Николай. Изморозь.
АНДРЕЕВ, Николай. Пряха.
АНДРЕЕВ, Николай. Пряха.
АНДРЕЕВ, Николай. Светает.
АНДРЕЕВ, Николай. Светает.

АНДРЕЕВ, Николай.

(Andreev, Nikolay., 1882-1947) российский фотохудожник-пикториалист. Родился в Серпухове, Московская губерния, Россия, в купеческой семье. Кроме Николая в семье подрастали ещё четверо детей - брат и три сестры. В школьные годы он увлекся живописью, рисунком, немного позднее фотографией (с 1906 г.), которая вскоре стала для него призванием и профессией. После окончания реального училища молодой человек активно и весьма успешно участвовал в выставках, его работы быстро завоевали широкое признание. Первую свою награду он получил на московской выставке в 1908 г., а в 1910 г. в Дрездене его фотографии были отмечены международным дипломом. В 1914 г. женится на дочери родовитого и известного в городе купца красавице Варваре Ворониной. С началом Первой мировой войны Андреев уходит на фронт и в его творчестве наступает перерыв. В 1917 г. с боевых позиций он был отправлен в Петроград для наведения порядка в городе, принимал участие в уличных боях, в районе Аничкова дворца получил тяжелое ранение и попал в госпиталь, где заболел тифом. Выходила его жена. В 1918 г. он вернулся в родной Серпухов, работал художником-декоратором в городском театре, фотографом в художественно-историческом и краеведческом музеях, а с началом НЭПа открыл частное фотоателье. Это было самое плодотворное время в творческой деятельности фотографа. В 1919 г. в семье родился сын Валентин, в 1921 - Николай. Известность и успех фоторабот Андреева на заграничных выставках заставил пересмотреть сложившиеся традиция крупнейших салонов стран Европы - присуждать высшие награды только своим соотечественникам. Так, на выставке декоративных искусств 1924 г. в Париже Андрееву присуждается золотая медаль. На международной выставке 1927 г. в Сарагосе (Испания) он был также удостоен золотой медали. В 1929 г. Серпуховской историко-художественный музей устроил персональную выставку работ Андреева, на которой было представлено 200 снимков, посвященных пейзажу, жизни города и села. Кроме того, на выставке были представлены многочисленные награды, полученные мастером на выставках во Франции, Испании, Канаде, Бельгии, Швейцарии, Венгрии, Японии. Фотографическая пресса не скупилась на восторженные отзывы: "Неисчерпаемый запас вкуса, любовь к природе, громадная работоспособность, умение выбирать сюжеты и великолепное исполнение - всё это отличает работы Николая Андреева", - отмечал в 1927 г. журнал "Фотограф". "Это не просто фотографии, а художественные произведения", - характеризовал снимки знаменитого фотографа журнал "Camera" (Швейцария) в 1929 г. В то время как Андреев начинал работать в фотографии, в фотоискусстве преобладало так называемое живописное направление. Работавшие в последнем мастера для утверждения фотографии в ряду изящных искусств приняли "облагораживающую технику" позитивной печати - масляный процесс, бромойль с переносом, гуммиарабик. При обработке позитива участвовала и кисть художника, в итоге получалось нечто, совершенно не похожее на фотографию в привычном значении этого слова. Снимок становился сродни произведениям импрессионистического искусства. Объект творчества Андреева - мир русской деревни, человек за повседневным трудом, но предпочтение отдавалось пейзажу. Художник занимался съемкой исключительно в окрестностях Серпухова, на берегах Оки, Протвы, Нары, Скниги. Мастеру был важен не точный адрес местности, его занимала возможность создания образа. Художник долго выбирал точку съемки, нужное состояние природы. Съемка была лишь началом большого художественного процесса создания фотографии. Позитивный процесс фотопечати был для него решающей стадией работы. Он вносил в печать ему одному известные приемы, часто пользовался кистью, варьировал снимки в тонах сепии, в тонах синеватого или зеленоватого цвета. Благодаря именно такому, сугубо художественному подходу к своему делу и появились произведения, вошедшие в "золотой фонд" отечественного фотоискусства. Андреев был одним из наиболее последовательных представителей пикториализма в фотографии - художественного направления ставившего во главу угла живописный эффект. Если в начале XX в. во всем мире это направление было главенствующим в художественной фотографии, то к концу 1920-х гг. многие воспринимали пикториализм как "вчерашний день фотоискусства". Эти чисто художественные установки, которые в СССР приняли идеологический характер, а заодно и конец НЭПа сыграли в судьбе Андреева роковую роль. В 1930 г. ему запретили выставляться за рубежом. В начале 1930-х гг. его ателье как частное предприятие было закрыто, имущество арестовано, фотографа с семьёй из собственного дома переселили в коммунальную квартиру. О последнем десятилетии жизни Андреева мало что известно. Работал в Серпуховском филиале НИИ текстильной промышленности (СЕРПНИТИ), где занимался микрофотографией: вместо поисков натуры для снимков, рутинная служба в лаборатории. Андреев в 1937 г. в составе группы московских и провинциальных фотографов (в которую также входили А. Родченко, А. Шайхет, Б. Игнатович, Л. Шокин и др.) совершает поездку по новому каналу "Москва-Волга", но представляет на выставку пейзажи в своем традиционном пикториальном стиле. Его работы по-прежнему критикуются государственной пропагандой. Он перестал фотографировать, изредка его работы печатались со старых негативов и выставлялись на различных выставках. В 1940-х гг. имя некогда известного фотохудожника было почти полностью забыто. В 1941 г. женится во второй раз - на Варваре Беловой. В 1942 г. у них родился сын Сергей. В 1943 г. болезнь приковала Андреева к постели (паралич и потеря зрения, речи). Последнее его прижизненное участие в выставке - фотосалон "Фокус", проходивший в 1946 г. в Амстердаме. Скончался Андреев в Серпухове. Вновь интерес к пикториальной фотографии и к творчеству Андреева возродился к 1990-м гг. Только в 1982 г., в 100-летний юбилей Андреева, прошла выставка в Москве в Центральном музее фотожурналистики на Зубовском бульваре, Серпуховской историко-художественный музей развернул в своих стенах показ 200 работ земляка. Стараниями младшего сына Андреева - Сергея Николаевича - был напечатан каталог этой выставки. В центральной и серпуховской прессе появились статьи о выдающемся фотомастере. В 1989 г. в выставочном зале фотокиностудии "Зоркий" в Красногорске устроили совместную экспозицию произведений Андреева и его земляка и друга В. Улитина. В Серпухове в 2003 г. был создан документальный фильм "Николай Андреев - фотограф непостижимого". Дом, где жил и работал Андреев, передали Серпуховскому историко-художественному музею - теперь он является одновременно и фотоцентром, и мемориальным музеем Н. Андреева.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024