| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ПРУШИНСКИЙ, Антоний.


АЛЬПЕРТ, Макс. (Alpert, Max., 1899-1980)
АНДРЕЕВ, Николай. (Andreev, Nikolay., 1882-1947)
БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. (Baltermants, Dmitry., 1912-1990)
БАРЩЕВСКИЙ, Иван. (Barshchevsky, Ivan., 1851-1948)
БУЛЛА, Виктор. (Bulla, Viktor., 1883-1938)
БУЛЛА, Карл. (Bulla, Karl., 1852-1929)
БУРК-УАЙТ, Маргарет. (Bourke-White, Margaret., 1904-1971)
ГОЙНИНГЕН-ГЮНЕ, Георгий. (Hoyningen-Huene, George., 1900-1968)
ГРИНБЕРГ, Александр. (Grinberg, Alexander., 1885-1979)
ДЕНЬЕР, Андрей. (Denier, Andrey., 1820-1892)
ДИТЛОВ, Александр. (Ditlov, Alexander., 1912-2009)
ДМИТРИЕВ, Максим. (Dmitriev, Maxim., 1858-1948)
ДОУ, Олег. (Dou, Oleg., 1983-)
ЗЕЛЬМА, Георгий. (Zelma, Georgy., 1906-1984)
ИГНАТОВИЧ, Борис. (Ignatovich, Boris., 1899-1979)
КАРЕЛИН, Андрей. (Karelin, Andrey., 1837-1906)
КОЛОСОВ, Георгий. (Kolosov, Georgiy., 1945-)
КУЛИК, Олег. (Kulik, Oleg., 1961-)
ЛЕВИЦКИЙ, Сергей. (Levitsky, Sergey., 1819-1898)
ЛОБОВИКОВ, Сергей. (Lobovikov, Sergey., 1870-1941)
МАЗЕР, Карл. (Mazer, Carl Peter., 1807-1884)
МАМЫШЕВ-МОНРО, Владислав. (Mamyshev-Monroe, Vladislav., 1969-2013)
НАППЕЛЬБАУМ, Моисей. (Nappelbaum, Moisey., 1869-1958)
НИКИШИН, Алексей. (Nikishin, Alexey., 1976-)
ПЕРЕВОЩИКОВ, Алексей. (Perevoschikov, Alexey., 1905-1988)
ПЛАХОВ, Лавр. (Plakhov, Lavr., 1810-1881)
ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ, Сергей. (Prokudin-Gorsky, Sergey., 1863-1944)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДЧЕНКО, Александр. (Rodchenko, Alexander., 1891-1956)
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, Екатерина. (Rojdestvenskaya, Ekaterina., 1957-)
СВИЩОВ-ПАОЛА, Николай. (Svishtov-Paola, Nikolay., 1874-1964)
СВО, Энтони. (Suau, Anthony., 1956-)
СОКОРНОВ, Василий. (Sokornov, Vasily., 1876-1946)
СУТЯГИН, Владимир. (Sutyagin, Vladimir., 1955-)
ХАЛДЕЙ, Евгений. (Khaldei, Yevgeny., 1917-1997)
ШАГИН, Иван. (Shagin, Ivan., 1904-1982)
ШАЙХЕТ, Аркадий. (Shaikhet, Arkady., 1898-1959)
ШУМОВ, Пётр. (Shumov, Petr., 1872-1936)
ЯГЕЛЬСКИЙ, Александр. (Yagelsky, Alexander., 1861-1916)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний
ПРУШИНСКИЙ, Антоний
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. Портрет классика белорусской литературы В. Дунина-Марцинкевича. 1861-1862 гг.  Минск.
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. Портрет классика белорусской литературы В. Дунина-Марцинкевича. 1861-1862 гг. Минск.
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. Портрет матери, Розы Прушинской.  Минск. 1858 г.
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. Портрет матери, Розы Прушинской. Минск. 1858 г.

ПРУШИНСКИЙ, Антоний.

(Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895) белорусский, российский и польский фотограф. Начало фотографии в Беларуси и в Минске связано с именем Прушинского. Родился в имении Осинцы Вилейского уезда Минской губернии. Его родителями являлись шляхтич, граничный судья, владелец имения Осинцы Антоний Прушинский (1796-1873 гг.) и Роза Станьская. Прушинский имел природную склонность к творчеству, изучал фотодело за границей. В 1850 г. Прушинский открыл в Минске дагеротипную мастерскую, которая располагалась на ул. Францисканской (позже - Губернаторская, теперь - ул. Ленина). Дагеротипия - ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй пол. XIX в. более дешевыми и удобными процессами. Для создания изображения дагеротипа требовалась тщательно отполированная серебряная поверхность. Обычно серебро наносилось тонким слоем на медную пластинку, однако кроме меди были пригодны и другие материалы, такие как латунь. Пластинка могла быть серебряной и целиком. Получаемые с помощью технологии дагеротипы выглядят не так, как современные фотоснимки, а напоминают отражение в зеркале. Их изображение состоит из амальгамы, образующейся при взаимодействии серебра и ртути, поэтому дагеротипия часто называлась "зеркалом с памятью". В зависимости от наклона пластинки к источнику света при рассматривании, дагеротип может выглядеть как позитив и как негатив. В первые годы развития светописи (тогда еще дагеротипии) увлекались съемкой в основном богатые люди, так как это было дорогим занятием. С восходом солнца перед достопримечательными сооружениями в городах расставляли свои незамысловатые аппараты фотографы и терпеливо ждали, пока солнечные лучи произведут магическое действие на светочувствительную пластину. Среди первых фотографов были художники, изобретатели в области техники или предприимчивые ремесленники. Павильоны первых фотографов были со стеклянной стеной или стеклянным потолком. Дагеротипы изготовлялись разных размеров, от миниатюрных, которые вставлялись в перстень или медальон, до "кабинетного" размера. Выдержка при съемке длилась в ясную погоду несколько секунд, в пасмурную - до полуминуты. В павильонах были узорчатые драпировки, фоны с обоями разного цвета. На столиках были разложены предметы, которые хорошо получались на дагеротипах. К спинке кресел обязательно приставляли держатели для головы, иначе нельзя было получить четкого изображения при длительной выдержке. Кроме павильона существовало еще одно помещение - темная комната, лаборатория, где происходили все "таинства" - изготовление и проявление пластинок. Дагеротипы ретушировались, раскрашивались кисточками, как миниатюры, причем часто известными художниками. Некоторые исследователи утверждают, что в Минске была фотомастерская, основанная уже в 1839 г., почти сразу после того, как во Франции стало известно изобретение фотографии Луи Дагером. Скорее всего, эту фотомастерскую основал отец Прушинского - Антоний Прушинский. В 1850-е гг. в Минске пребывал русский художник-живописец Лавр Плахов (1810-1881), увлекшийся художественной фотографией и занимавшийся изготовлением дагерротипов. В нач. 1860-х гг. наряду с фотографией Прушинского, в Минске существовала и фотомастерская - Якова Брафмана (1824-1879). Самая ранняя белорусская фотография, о которой сегодня известно, 1858 года - на ней изображена мать Прушинского. Самая известная работа Прушинского, дошедшая до наших дней - это портрет белорусского поэта и драматурга, классика белорусской литературы, театрального и общественного деятеля Винцента Дунина-Марцинкевича, сделанный в 1861-1862 гг. в мастерской автора. На фотографии Дунин-Марцинкевич одет в "чамарку" - военную форму повстанцев - сюртук из серого сукна с полосами на груди. На обороте надпись на польском языке "ZAKLAD FOTOGRAFICZNY A. PROSZYNSKIEGO w MinskuLitewskim" ("Фотоателье А. Прушинского в Минск-Литовском"). Наибольшей популярностью у клиентов минских фотографий в этот период пользовался портрет. Заказчику дагеротипный портрет обходился в 25 царских рублей. Выполнялись одиночные и групповые портреты, съемки городских видов, архитектурных зданий, пейзажей, фоторепродукции икон и картин, что приносило неплохой доход. Фотограф автор группового портрета революционеров (на фото сам Антоний Прушинский, Михал Добровольский, Богуслав Семирадский, Валерий Володько, Ян Новаковский, Юзеф Любичанковский, Кароль Станкевич, Юзеф Бартошевич и Николай Короткевич; Минск, 1861 г.), группы интеллигенции (Минск, нач. 1860-х гг.), портретов повстанца Воловича (Минск, кон. 1850-х - 1860-е гг.), новогрудского шляхтича Владислава Гациского (Минск, 1863 г.) и др. Прушинский был участником восстания К. Калиновского, за что был арестован и в 1863 г. был сослан в Сибирь с конфискацией имения. Наказание отбывал в Каинском округе Томской губернии (ныне Новосибирская область). В 1864-1873 гг. находился в Томске. Там он содержит небольшую фотомастерскую, основой для открытия которой становится фотооборудование, перевезенное из Минска. С 1873 г. Прушинские жили уже в Варшаве. Там на протяжении 1874-1895 гг. Прушинский вновь организовывает фотомастерскую. Умер в Варшаве (район Прага). Старший сын Конрад (1851-1908) - известный издатель, писатель, автор одного из первых польских букварей, также был фотографом-любителем; внук Казимир (1875-1945) - польский изобретатель, один из родоначальников кинематографа этой страны, автор сюжетов и кинорежиссер первых документальных и игровых фильмов.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024