| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео.


АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
БАЖЕНОВ, Василий. (Bajenov, Vasiliy., 1737-1799)
БАРМА. (Barma., )
БОВЕ, Осип. (Bove, Osip., 1784-1834)
ВАЛЬКОТ, Вильям. (Walcot, William., 1874-1943)
ВОРОНИХИН, Андрей. (Voronihin, Andrey., 1759-1814)
ГРАБАРЬ, Игорь. (Grabar, Igor., 1871-1960)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
ЖОЛТОВСКИЙ, Иван. (Zholtovsky, Ivan., 1867-1959)
ЗАХАРОВ, Андреян. (Zaharov, Andreyan., 1761-1811)
ИОФАН, Борис. (Iofan, Boris., 1891-1976)
КАЗАКОВ, Матвей. (Kazakov, Matvey., 1738-1812)
КВАРЕНГИ, Джакомо. (Quarenghi, Giacomo., 1744-1817)
КРАМЕР, Фёдор. (Kramer, Fyodor., 1761-1807)
ЛАНГБАРД, Иосиф. (Langbard, Iosif., 1882-1951)
МЕЛЬНИКОВ, Константин. (Melnikov, Konstantin., 1890-1974)
МОНФЕРРАН, Август. (Monferran, Avgust., 1786-1858)
ПАРУСНИКОВ, Михаил. (Parusnikov, Michael., 1893-1968)
ПОМЕРАНЦЕВ, Александр. (Pomerantsev, Alexander., 1849-1918)
ПОСОХИН, Михаил. (Posokhin, Mikhail., 1910-1989)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РОССИ, Карл. (Rossi, Carl., 1775-1849)
РУБАНЕНКО, Борис. (Rubanenko, Boris., 1910-1985)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
СИМБИРЦЕВ, Василий. (Simbirtsev, Vasiliy., 1901-1982)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
ТОМА ДЕ ТОМОН, Жан. (Thomas de Thomon., 1760-1813)
ТОН, Константин. (Thon, Konstantin., 1794-1881)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ШЕХТЕЛЬ, Фёдор. (Shehtel, Fiodor., 1859-1926)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ЩУСЕВ, Алексей. (Schusev, Alexey., 1873-1949)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. Зимний дворец в Петербурге. 1754-1762 гг.  Россия.
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. Зимний дворец в Петербурге. 1754-1762 гг. Россия.
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. Андреевский собор в Киеве. 1748-1753 гг.  Украина.
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. Андреевский собор в Киеве. 1748-1753 гг. Украина.

РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео.

(Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771) русский архитектор, глава русского барокко середины XVIII в. Родился в Париже. Итальянец по происхождению. Сын известного русского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744 гг.). В 1716 г. приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (в Италии) между 1725-1730 гг. В 1730-1763 гг. придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732-1733 гг.), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736-1740 гг.) и Митаве (ныне Елгава, 1738-1740 гг.); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Растрелли к русской архитектуре первой четверти XVIII в. В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены XVIII под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Растрелли сказались уже в первых крупных постройках 1740-х гг. - деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741-1744 гг., не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747 г.). В последней Растрелли, творчески используя традиции русского зодчества XVII в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь. В 1747-1752 гг. Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и "корпус под гербом", заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Растрелли характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период строительства дворцов М. Воронцова (1749-1757 гг.) и С. Строганова (1752-1754 гг.) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Растрелли Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Растрелли необычайную пластичность. Растрелли широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Растрелли перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-1757 гг.) в Царском Селе (Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Растрелли - Смольный монастырь (1748-1754 гг.) и Зимний дворец (1754-1762 гг.) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка XVIII в.). С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла (на смену барокко пришел стиль классицизм), и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня). Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 г. в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 г. отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 гг. наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию). Умер Растрелли в Петербурге.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024