| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ГРАБАРЬ, Игорь.


АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
БАЖЕНОВ, Василий. (Bajenov, Vasiliy., 1737-1799)
БАРМА. (Barma., )
БОВЕ, Осип. (Bove, Osip., 1784-1834)
ВАЛЬКОТ, Вильям. (Walcot, William., 1874-1943)
ВОРОНИХИН, Андрей. (Voronihin, Andrey., 1759-1814)
ГРАБАРЬ, Игорь. (Grabar, Igor., 1871-1960)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
ЖОЛТОВСКИЙ, Иван. (Zholtovsky, Ivan., 1867-1959)
ЗАХАРОВ, Андреян. (Zaharov, Andreyan., 1761-1811)
ИОФАН, Борис. (Iofan, Boris., 1891-1976)
КАЗАКОВ, Матвей. (Kazakov, Matvey., 1738-1812)
КВАРЕНГИ, Джакомо. (Quarenghi, Giacomo., 1744-1817)
КРАМЕР, Фёдор. (Kramer, Fyodor., 1761-1807)
ЛАНГБАРД, Иосиф. (Langbard, Iosif., 1882-1951)
МЕЛЬНИКОВ, Константин. (Melnikov, Konstantin., 1890-1974)
МОНФЕРРАН, Август. (Monferran, Avgust., 1786-1858)
ПАРУСНИКОВ, Михаил. (Parusnikov, Michael., 1893-1968)
ПОМЕРАНЦЕВ, Александр. (Pomerantsev, Alexander., 1849-1918)
ПОСОХИН, Михаил. (Posokhin, Mikhail., 1910-1989)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РОССИ, Карл. (Rossi, Carl., 1775-1849)
РУБАНЕНКО, Борис. (Rubanenko, Boris., 1910-1985)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
СИМБИРЦЕВ, Василий. (Simbirtsev, Vasiliy., 1901-1982)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
ТОМА ДЕ ТОМОН, Жан. (Thomas de Thomon., 1760-1813)
ТОН, Константин. (Thon, Konstantin., 1794-1881)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ШЕХТЕЛЬ, Фёдор. (Shehtel, Fiodor., 1859-1926)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ЩУСЕВ, Алексей. (Schusev, Alexey., 1873-1949)
ГРАБАРЬ, Игорь
ГРАБАРЬ, Игорь
ГРАБАРЬ, Игорь. Разъяснивает. 1928 г.
ГРАБАРЬ, Игорь. Разъяснивает. 1928 г.

ГРАБАРЬ, Игорь.

(Grabar, Igor., 1871-1960) русский живописец и искусствовед, художественный критик, реставратор, педагог, музейный деятель, архитектор, Народный художник СССР (1956 г.), действительный член АН СССР (1943 г.) и АХ СССР (1947 г.). Родился в Будапеште, в семье русского общественного деятеля, который в 1876 г. вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Учился в петербургской АХ (1894-1896 гг.) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-1898 гг.). Преподавал в МГУ (профессор с 1921 г.), МХИ (1937-1943 гг., директор), ИЖСА (1943-1946 гг., директор). Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944 г.). Член объединения "Мир искусства" и Союз русских художников. С начала 1900-х гг. Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы ("Сентябрьский снег", 1903 г.; "Февральская лазурь", "Мартовский снег" - оба 1904 г.); позже Грабарь создал ряд натюрмортов, в которых, стремясь передать красоту и поэзию материального мира, пользовался приёмами (письмо густыми, рельефными мазками), близкими к неоимпрессионизму ("Неприбранный стол", 1907 г.). В 1905-1906 г. Грабарь участвовал в издании революционных сатирических журналов "Жупел" и "Адская почта". Не только как живописец, но и как проницательный и тонкий художественный критик Грабарь активно участвовал в современной ему художественной жизни, как историк искусства сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания: создал ряд монографических исследований о творчестве И. Репина, И. Левитана, В. Серова и других русских художников, был инициатором издания, редактором и автором важнейших разделов первой "Истории русского искусства" (тт. 1-6, 1909-1916 гг.), в которой ставились и на широком, во многом впервые опубликованном материале исследовались проблемы происхождения, развития и национального своеобразия русской художественной школы. Научные интересы Грабаря сказались и в его практической деятельности. Знаток и пропагандист архитектуры русского классицизма, он создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1909-1914 гг.; ныне санаторий "Захарьино") под Москвой. В 1913-1925 возглавлял ГТГ, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917 г.). В советское время Грабарь стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятников искусства, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-1930 гг. директор, с 1944 г. научный руководитель); с его именем связано открытие и исследование многих произведений древне-русского искусства XI - XV вв. В живописных работах советского времени Грабарь продолжал воплощать собирательные образы русской природы ("Ясный осенний вечер", 1923 г.), работал также над портретами деятелей советской культуры (портрет С. Чаплыгина, 1935 г.) и картинами на историко-революционные темы ("В. Ленин у прямого провода", 1933 г.; "Крестьяне-ходоки на приеме у В. Ленина", 1938 г.). Широко известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934 г.; "Автопортрет в шубе", 1947 г.). В советское время Грабарь продолжал также публиковать исследования и статьи о русском искусстве, был главным редактором и одним из авторов "Истории русского искусства" (тт. 1-13, 1953-1969 гг.). Государственная премия СССР (1941 г.). В начале 1943 г. Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы... Продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: "Последний снег" (1931 г.), "Березовая аллея" (1940 г.), "Зимний пейзаж" (1954 г.), серия картин на тему "День инея". Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. Умер Грабарь в Москве. Сочинения: И. Левитан Жизнь и творчество, М., 1913 г.; Репин, тт. 1-2. М., 1963-1964 гг.; О древнерусском искусстве, М., 1966 г.; О русской архитектуре, М , 1969 г.; В. Серов. 2 изд., М., 1980 г.; Письма, (тт. 1-3). М., 1974-1983 гг.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024