ВОРОНИХИН, Андрей.
АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
БАЖЕНОВ, Василий. (Bajenov, Vasiliy., 1737-1799)
БАРМА. (Barma., )
БОВЕ, Осип. (Bove, Osip., 1784-1834)
ВАЛЬКОТ, Вильям. (Walcot, William., 1874-1943)
ВОРОНИХИН, Андрей. (Voronihin, Andrey., 1759-1814)
ГРАБАРЬ, Игорь. (Grabar, Igor., 1871-1960)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
ЖОЛТОВСКИЙ, Иван. (Zholtovsky, Ivan., 1867-1959)
ЗАХАРОВ, Андреян. (Zaharov, Andreyan., 1761-1811)
ИОФАН, Борис. (Iofan, Boris., 1891-1976)
КАЗАКОВ, Матвей. (Kazakov, Matvey., 1738-1812)
КВАРЕНГИ, Джакомо. (Quarenghi, Giacomo., 1744-1817)
КРАМЕР, Фёдор. (Kramer, Fyodor., 1761-1807)
ЛАНГБАРД, Иосиф. (Langbard, Iosif., 1882-1951)
МЕЛЬНИКОВ, Константин. (Melnikov, Konstantin., 1890-1974)
МОНФЕРРАН, Август. (Monferran, Avgust., 1786-1858)
ПАРУСНИКОВ, Михаил. (Parusnikov, Michael., 1893-1968)
ПОМЕРАНЦЕВ, Александр. (Pomerantsev, Alexander., 1849-1918)
ПОСОХИН, Михаил. (Posokhin, Mikhail., 1910-1989)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РОССИ, Карл. (Rossi, Carl., 1775-1849)
РУБАНЕНКО, Борис. (Rubanenko, Boris., 1910-1985)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
СИМБИРЦЕВ, Василий. (Simbirtsev, Vasiliy., 1901-1982)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
ТОМА ДЕ ТОМОН, Жан. (Thomas de Thomon., 1760-1813)
ТОН, Константин. (Thon, Konstantin., 1794-1881)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ШЕХТЕЛЬ, Фёдор. (Shehtel, Fiodor., 1859-1926)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ЩУСЕВ, Алексей. (Schusev, Alexey., 1873-1949)
|
ВОРОНИХИН, Андрей
ВОРОНИХИН, Андрей. Казанский собор в Петербурге. 1801-1811 гг. Россия.
ВОРОНИХИН, Андрей.
(Voronihin, Andrey., 1759-1814) русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Родился в уральском селе Новое Усолье, ныне Пермской области. До 1785 г. - крепостной графа А. Строганова (бывшего долгое время президентом петербургской АХ), отпущенный затем на волю. С 1777 г. учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. Баженова и М. Казакова); с 1779 г. - в Петербурге. В 1786-1790 гг. жил в Швейцарии и Франции, где изучал архитектуру, механику, математику, физику, естественные науки. В 1797 г. получил звание академика "перспективной живописи" АХ (за произведение "Вид картинной галереи в Строгановском дворце", акварель, 1793 г., и "Вид Строгановской дачи", масло, 1797 г.), с 1802 г. профессор АХ. Ранние архитектурные работы Воронихина (отделка интерьеров Строгановского дворца в Петербурге, 1793 г.; Строгановская дача на Чёрной речке в Петербурге, 1795-1796 гг.; дом в усадьбе Городня Калужской губернии, 1798 г.) отличаются ясностью композиции, изяществом и утончённостью деталей. В своём творчестве Воронихин продолжил лучшие традиции и достижения русского зодчества. Развивая принципы дворцовых композиций Баженова, И. Старова, Казакова, Воронихин создал новый простой и строгий тип общественного здания, в своём архитектурном образе выражающий мощь и величие русского государства. Поисками большого монументального стиля отмечено наиболее выдающееся произведение Воронихина - Казанский собор в Санкт-Петербурге. По указу Павла I в 1799 г. был проведен конкурс на возведение нового храма, взамен старой церкви Рождества Богородицы, стоявшей здесь с 1730-х гг. Столь большое внимание к ней связано с пребыванием здесь почитаемой иконы Казанской Божьей матери, обретенной в XVI веке после Казанского похода Ивана Грозного и ставшей с того времени залогом победы России в ратных делах. В конкурсе проектов собора приняло участие немало видных русских и иностранных архитекторов. Окончательное решение император принял в пользу Воронихина. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 г., окончены работы были в 1811 г. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией. Строительство этого здания на центральной магистрали положило начало созданию крупных городских ансамблей на Невском проспекте. Градостроительное начало играет основную роль и в последующих работах Воронихина - здании Горного института (1806-1811 гг.) с монументальной колоннадой, обращённой к Неве и акцентирующей въезд в город с моря, неосуществленных проектах Исаакиевского собора в Петербурге (1808-1810 гг.) и храма Христа в Москве (1813 г.). Воронихин участвовал также в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе (ныне Петродворец; начало 1800-х гг.) и Павловске (1802-1808 гг.), усадьбы Братцево (ныне в черте Москвы; начало XIX в.). Всем сооружениям этого периода, выполненным в принципах русского ампира с применением новых, облегчённых конструкций и естественных строительных материалов, присуща большая архитектурно-художественная выразительность, достигаемая ясностью пространственной композиции, контрастом больших гладких плоскостей стен с колоннадами, скульптурой и крупным, сочным орнаментом. Большое значение имела деятельность Воронихина в области прикладного искусства - мебели, осветительных приборов, стёкол, каменных и фарфоровых ваз, проекты которых создавались им в органическом сочетании интерьера с архитектурой. Умер Воронихин в Санкт-Петербурге, окруженный своими учениками. Русская общественность того времени увековечила это имя красивым памятником над его могилой в Александро-Невской лавре: гранитной колонной с изображением Казанского собора и фигурой гения наверху. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|