| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ЧЕРНИХОВ, Яков.


АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
БАЖЕНОВ, Василий. (Bajenov, Vasiliy., 1737-1799)
БАРМА. (Barma., )
БОВЕ, Осип. (Bove, Osip., 1784-1834)
ВАЛЬКОТ, Вильям. (Walcot, William., 1874-1943)
ВОРОНИХИН, Андрей. (Voronihin, Andrey., 1759-1814)
ГРАБАРЬ, Игорь. (Grabar, Igor., 1871-1960)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
ЖОЛТОВСКИЙ, Иван. (Zholtovsky, Ivan., 1867-1959)
ЗАХАРОВ, Андреян. (Zaharov, Andreyan., 1761-1811)
ИОФАН, Борис. (Iofan, Boris., 1891-1976)
КАЗАКОВ, Матвей. (Kazakov, Matvey., 1738-1812)
КВАРЕНГИ, Джакомо. (Quarenghi, Giacomo., 1744-1817)
КРАМЕР, Фёдор. (Kramer, Fyodor., 1761-1807)
ЛАНГБАРД, Иосиф. (Langbard, Iosif., 1882-1951)
МЕЛЬНИКОВ, Константин. (Melnikov, Konstantin., 1890-1974)
МОНФЕРРАН, Август. (Monferran, Avgust., 1786-1858)
ПАРУСНИКОВ, Михаил. (Parusnikov, Michael., 1893-1968)
ПОМЕРАНЦЕВ, Александр. (Pomerantsev, Alexander., 1849-1918)
ПОСОХИН, Михаил. (Posokhin, Mikhail., 1910-1989)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РОССИ, Карл. (Rossi, Carl., 1775-1849)
РУБАНЕНКО, Борис. (Rubanenko, Boris., 1910-1985)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
СИМБИРЦЕВ, Василий. (Simbirtsev, Vasiliy., 1901-1982)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
ТОМА ДЕ ТОМОН, Жан. (Thomas de Thomon., 1760-1813)
ТОН, Константин. (Thon, Konstantin., 1794-1881)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ШЕХТЕЛЬ, Фёдор. (Shehtel, Fiodor., 1859-1926)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ЩУСЕВ, Алексей. (Schusev, Alexey., 1873-1949)
ЧЕРНИХОВ, Яков
ЧЕРНИХОВ, Яков
ЧЕРНИХОВ, Яков. Фантастическая композиция... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Фантастическая композиция... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Дворец научно-исследовательской лаборатории... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Дворец научно-исследовательской лаборатории... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Город гигантов-небоскребов... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Город гигантов-небоскребов... 1933 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Цех и водонапорная башня з-да "Красный гвоздильщик". Санкт-Петербург. 1931 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Цех и водонапорная башня з-да "Красный гвоздильщик". Санкт-Петербург. 1931 г.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Старые города. 1933-1943 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Старые города. 1933-1943 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Архитектура мостов. 1933-1941 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Архитектура мостов. 1933-1941 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Дворец Коммунизма. 1934-1941 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Дворец Коммунизма. 1934-1941 гг.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Архитектурная фантазия.
ЧЕРНИХОВ, Яков. Архитектурная фантазия.

ЧЕРНИХОВ, Яков.

(Chernikhov, Yakov., 1889-1951) российский архитектор и теоретик искусства, мастер архитектурной графики, представитель авангарда. Крупнейший представитель жанра архитектурной фантазии. Родился в Павлограде (Екатеринославская губерния, ныне Днепропетровская обл., Украина) в семье заводского служащего, где кроме него было еще 11 детей. Окончив Одесское художественное училище (филиал Петербургской Академии художеств, 1914 г.), приступил к занятиям в Петербургской Академии художеств. Призванный на военную службу в 1916 г., демобилизовался лишь в 1926 г., однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 г. Высший художественно-технический институт (Вхутеин) со званием "архитектора-художника". Его учителями были такие педагоги классической школы, как В. Беклемишев, Д. Кардовский, Г. Косяков, И. Фомин и главный его "наставник" - академик архитектуры Л. Бенуа. Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. Наибольшую известность в строительном наследии Чернихова получил проект водонапорной башни Канатного цеха завода "Красный гвоздильщик" (1930-1931 гг.). В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и др. учреждениях. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 г. переселился в столицу. Чернихов начинал как абстракционист, как супрематист, обожал беспредметное искусство, в последствии же стал конструктивистом. Он считал, что современная архитектура должна быть красивой, он был архитектором-художником, очень любил свет. Он хорошо чувствовал свою эпоху - эпоху индустриализации, был увлечен машинной архитектурой. Графика была для него средством сочинения. Начал эксперименты на концепции смены ритма. Асимметричные композиции орнаментов, которые он делал, привели его к пониманию, что именно в этом и состоит стилистическая смена. Делал свои графические упражнения в плетеных орнаментах. Его рисунок напоминал современную компьютерную графику, настолько точными были его линии. Создавал архитектурные миниатюры, пытаясь достичь высочайшего выражения фантазий в графике, тех откровений, которые его посещали, и хотел показать, какой красивой могла бы быть архитектура. Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто "бумажной" архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах "Искусство начертания" (1927 г.), "Геометрическое черчение" (1928 г.), "Основы современной архитектуры" (ОСА; 1930 г.), "Орнамент. Композиционно классические построения", "Конструкция архитектурных и машинных форм", 2-е, дополненное издание ОСА (все три книги - 1931 г.) и "Архитектурные фантазии" (1933 г.). Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма ("Везде и всюду заменяйте слово графикой", - этот лозунг звучит уже в первой из его книг). Таким образом, конкретные проектные проблемы, которые Чернихов никогда не упускает из виду (четко различая типы и функции своих образов), все же превращаются в чистые концепты, наделенные наглядной эстетической суверенностью. Это позволяло сохранить лучшие потенции авангардного зодчества в ту пору, когда официальная критика громила его по всем фронтам. Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог - в ЛИИЖТ и МАрхИ. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу "Аристография", демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (цикл обозначен греческим неологизмом, который можно перевести как "изображение лучшего"). Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы "Архитектурная романтика", 1930-1944 гг.; "Старые города", 1933-1943 гг.). Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке "2222 архитектурные фантазии", которая открылась в Ленинграде в 1933 г. В 1930-1940-е гг. он выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как "Дворцы коммунизма", "Архитектура будущего", "Архитектурные ансамбли"; а во время войны создает серию проектов и композиций на тему "Пантеоны Великой Отечественной войны" (1942-1948 гг.) и цикл "Военная маскировка". Последним трудом Чернихова, который он так и не успел полностью завершить, была книга "Анализ построения классического шрифта", изданная уже после его смерти. Он создал образный ряд современной архитектуры и предвосхитил компьютерную графику ещё в 1930-е гг. То, что было придумано Черниховым, было или не воплощено, или воплощено очень мало в его время. По воспоминаниям современников, он обладал необыкновенными способностями, которые бывают у провидцев и людей, ощущающих будущее всем своим существом, живущих не только в нашем сегодняшнем мире, но и в мире прошлого, настоящего и будущего. Мог предвосхитить, что будет в стране. Умер в Москве. Настоящее признание Чернихов получил после смерти. Уже первая персональная выставка архитектурных фантазий архитектора в 1973 г. В Италии она вызвала неподдельное внимание. Интерес к его творчеству возрос в 1980-е гг. в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма. С огромным успехом прошли его последующие выставки в 1983-1984 гг. в Лондоне, Глазго и Амстердаме, организованные Лондовским Королевским колледжем архитектуры. В 1985 г. Центр им. Жоржа Помпиду в Париже устроил персональную выставку 150 работ Чернихова, прошедшую с большим успехом. В 1981 г. в Японии и США были переизданы некоторые его книги. В 1991 г. на очередной сессии Международного форума молодых архитекторов в Квебеке, Канада, при поддержке Международной академии архитектуры и Союза архитекторов СССР был учрежден Международный архитектурный благотворительный фонд им. Чернихова. Основной целью Фонда является поощрение и поддержка новаторских концепций, направлений и инициатив в архитектуре среди молодых архитекторов мира, архитектурном образовании, детском архитектурном творчестве. В 2006 г. на торгах аукционного дома Christie`s было продано девять рисунков Чернихова, похищенных ранее из РГАЛИ. Хранители госархива, недосчитались работ на общую сумму в несколько миллионов долларов. Удалось вернуть порядка трехсот рисунков архитектора.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024