| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ТОН, Константин.


АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
БАЖЕНОВ, Василий. (Bajenov, Vasiliy., 1737-1799)
БАРМА. (Barma., )
БОВЕ, Осип. (Bove, Osip., 1784-1834)
ВАЛЬКОТ, Вильям. (Walcot, William., 1874-1943)
ВОРОНИХИН, Андрей. (Voronihin, Andrey., 1759-1814)
ГРАБАРЬ, Игорь. (Grabar, Igor., 1871-1960)
ДУШКИН, Алексей. (Dushkin, Alexey., 1903-1977)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
ЖОЛТОВСКИЙ, Иван. (Zholtovsky, Ivan., 1867-1959)
ЗАХАРОВ, Андреян. (Zaharov, Andreyan., 1761-1811)
ИОФАН, Борис. (Iofan, Boris., 1891-1976)
КАЗАКОВ, Матвей. (Kazakov, Matvey., 1738-1812)
КВАРЕНГИ, Джакомо. (Quarenghi, Giacomo., 1744-1817)
КРАМЕР, Фёдор. (Kramer, Fyodor., 1761-1807)
ЛАНГБАРД, Иосиф. (Langbard, Iosif., 1882-1951)
МЕЛЬНИКОВ, Константин. (Melnikov, Konstantin., 1890-1974)
МОНФЕРРАН, Август. (Monferran, Avgust., 1786-1858)
ПАРУСНИКОВ, Михаил. (Parusnikov, Michael., 1893-1968)
ПОМЕРАНЦЕВ, Александр. (Pomerantsev, Alexander., 1849-1918)
ПОСОХИН, Михаил. (Posokhin, Mikhail., 1910-1989)
РАСТРЕЛЛИ, Бартоломео. (Rastrelli, Bartolomeo Francesco., 1700-1771)
РОССИ, Карл. (Rossi, Carl., 1775-1849)
РУБАНЕНКО, Борис. (Rubanenko, Boris., 1910-1985)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
СИМБИРЦЕВ, Василий. (Simbirtsev, Vasiliy., 1901-1982)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
ТОМА ДЕ ТОМОН, Жан. (Thomas de Thomon., 1760-1813)
ТОН, Константин. (Thon, Konstantin., 1794-1881)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ХАДИД, Заха. (Hadid, Zaha., 1950-2016)
ЧЕРНИХОВ, Яков. (Chernikhov, Yakov., 1889-1951)
ШЕХТЕЛЬ, Фёдор. (Shehtel, Fiodor., 1859-1926)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ЩУСЕВ, Алексей. (Schusev, Alexey., 1873-1949)
ТОН, Константин
ТОН, Константин
ТОН, Константин. Храм Христа Спасителя. Москва. 1837-1883 гг.
ТОН, Константин. Храм Христа Спасителя. Москва. 1837-1883 гг.
ТОН, Константин. Храм Христа Спасителя. Москва. Проект.
ТОН, Константин. Храм Христа Спасителя. Москва. Проект.
ТОН, Константин. Большой Кремлёвский дворец. Москва. 1839-1849 гг.
ТОН, Константин. Большой Кремлёвский дворец. Москва. 1839-1849 гг.
ТОН, Константин. Вознесенский собор. Елец. 1845-1889 гг.
ТОН, Константин. Вознесенский собор. Елец. 1845-1889 гг.
ТОН, Константин. Ленинградский вокзал. Москва. 1845-1852 гг.
ТОН, Константин. Ленинградский вокзал. Москва. 1845-1852 гг.

ТОН, Константин.

(Thon, Konstantin., 1794-1881) известный российский архитектор, разработавший так называемый "русско-византийский стиль" (псевдорусский стиль) храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Родился в Санкт-Петербурге. Его семья считалась достаточно обеспеченной: отец владел собственной мастерской ювелирных изделий; был одним из трёх братьев. Обучение архитектуре начал в 1803 г. в Императорской Академии художеств, его наставниками были знаменитые зодчие-классицисты: сначала А. Захаров, а потом А. Воронихин. В 1815 г. Тон окончил Академию. Архитектору присвоили звание художника 1-й степени. В 1815-1819 гг. работал в Комитете для строений и гидравлических работ. В 1819-1828 гг. находился в заграничной командировке, в Риме занимался проектированием в "античном стиле". Он также побывал во Франции, Швейцарии, Германии. В 1828 г. Тон вернулся в Россию - Николай I причислил архитектора к Кабинету Его Величества и назначил жалованье 3000 рублей в год. Первой работой зодчего в Санкт-Петербурге стала перепланировка бывшего конференц-зала Академии художеств. Некоторые части были полностью переделаны, появился новый конференц-зал и галерея для выставки гипсовых изделий. Затем архитектор перестроил и украсил парадные залы Академии, спроектировал гранитную пристань с египетскими сфинксами напротив главного здания. В своих первых работах он продолжал архитектурные традиции русского классицизма. Академик петербургской Академии художеств (1830 г.). В этом же году он создал проект петербургской церкви Святой Екатерины в "русском старинном вкусе". Работу одобрил Николай I, а новый "русско-византийский" стиль получил статус официального стиля национальной архитектуры. Постройки Тона в "русско-византийском стиле" значительно повлияли на облик центра Москвы 1840-1860-х гг. Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 г. против наполеоновской Франции. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник "в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели". Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Первоначально для храма выбрали местность на Воробьевых горах, но потом ее сочли неудобной. Нужно было создать новый проект его постройки в другом месте Москвы - в центре города, недалеко от Кремля, на высоком берегу Москвы-реки, на месте Алексеевского монастыря. 10 апреля 1832 года Николай I начертал на окончательном варианте проекта Тона одобряющую резолюцию. Проектируя московский храм, архитектор вдохновлялся не изощренными в своей декоративности церквами XVII в., а стремился подчеркнуть сходство созданного им образа с могучими кремлевскими соборами. Постройка грандиозного сооружения, рассчитанного на 10 000 человек, продолжалась много десятилетий. Хотя проект датируется 1832 г., прошло семь лет, прежде чем в 1839 г. началось строительство. Детализация общего замысла Тона, разработка рабочих чертежей и шаблонов, эскизов внутреннего убранства, наконец, исполнение проекта в натуре - все это потребовало многих лет напряженного труда большого коллектива архитекторов, техников, живописцев, каменщиков и мастеров др. специальностей. Всей этой армией строителей и художников умело руководил Тон, а в его отсутствие наблюдение за строительными работами вели его помощники, в числе которых были А. Резанов, Л. Даль, И. Каминский, И. Свиязев и др. Здание было построено к 1854 г., после чего приступили к его отделке. Размеры Храма Христа Спасителя были огромны: высота - 103 м., площадь - 6805 кв. м., диаметр центрального купола - 25,5 м. Храм стал крупнейшим зданием города, которым может быть только кафедральный собор, зрительно дополняя Кремль, выполняя с ним вместе функцию композиционного центра. Двухмиллионная Москва середины XIX в. просматривалась вся с верхней галереи Храма Христа Спасителя. В 1880 г. в день окончания строительства Тон приехал в Москву. Больного Тона на носилках принесли к храму, и он смог увидеть свое творение оконченным. Он, в слезах, попытался подняться с носилок - и не смог. Освятили храм в 1883 г., уже после смерти автора. Уже при советской власти, 5 декабря 1931 г. храм был взорван. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро ("Охотный ряд", "Кропоткинская", "Театральная", "Новокузнецкая", "Комсомольская"), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней. На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 м. (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы. А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн "Москва". Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х гг. возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. И храм был восстановлен в 1994-2000 гг. (по проекту А. Денисова, З. Церетели). В 1833 г. Тон получил звание профессора Академии художеств. Он создал планы соборов Святой Екатерины в Царском Селе и апостолов Петра и Павла в Петергофе, чертеж будущей церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже и проект памятника Державину в Казани. Среди крупных работ архитектора - серебряный иконостас Казанского собора, железнодорожные вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге (сейчас Ленинградский и Московский) и путевые здания Николаевской железной дороги. Многочисленные проекты Тона принесли ему колоссальный успех: он постоянно получал заказы и находился в расцвете творческих сил. Он строил множество зданий и памятников. В 1837 г. в составе группы московских мастеров ему было поручено составление проектов Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты, в которых композиционными и стилевыми средствами Тон подчеркнул связь с национальным прошлым - древними храмами и дворцами Кремля (живописно-свободная планировка ансамбля, сводчатые и купольные перекрытия, декоративные аналогии с архитектурными формами XVII в.). Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. После прихода к власти большевиков многие помещения дворца использовались под жильё. С 1934 г. в нём проходили сессии Верховного Совета СССР. Длина Большого Кремлёвского дворца (построен в 1838-1849 гг.) составляет 125 м., высота - 47 м.; общая площадь составляет около 25 000 кв. м. Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (XIV, XVI, XVII в.), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приёмов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации. Тон издал большой альбом (1838 г.) с собственными чертежами каменных церквей и колоколен в разных городах. Чуть позже архитектор выпустил дополнение к этому альбому - с чертежами деревянных храмов. Среди них - проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для церквей Преображения на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардейском Конном полку в Санкт-Петербурге. Эти проекты стали образцами форм и стиля, которых придерживались при церковном строительстве архитекторы во всей империи. По проекту Тона сооружена колокольня Симонова монастыря (заложена в 1835 г.; к излучине Москвы-реки вынесена по проекту Н. Тюрина). Вариантом композиционного типа кремлёвских построек стало здание Николаевского (ныне Ленинградского) вокзала в Москве (1845-1852 гг.), с равномерным членением стен измельчёнными декоративными деталями - арочками, колонками, гирьками. В стиле классицизма Тон построил здание Малого театра (1840 г.) и Инвалидный дом в Измайлове. В московских постройках наиболее активно проявились стилевые и конструктивные поиски Тона, определившие масштаб его творчества как одного из крупнейших архитекторов середины XIX в. Тону было пожаловано в 1844 г. наследственное дворянское достоинство. Тайный советник. В 1854 г. Тон возглавил Академию художеств. Под его руководством было подготовлено свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как, например, К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров, впоследствии стали известными. Во время его ректорства Академия реставрировала памятники архитектуры по проектам Тона: так были восстановлены Ипатьевский монастырь в Костроме, Московский и Псковский кремли. В Академии Тон основал Музей древнерусского искусства. Его экспонаты позже стали основой коллекции Русского музея. С 1860-х гг. Тон фактически перестал получать заказы и работать над проектами. Его избрали почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов и почетным членом Московского архитектурного общества. Но несмотря на свои заслуги, в старости зодчий остался почти без средств к существованию. Многие постройки Тона отличались передовыми конструктивными решениями (использование крупных металлических конструкций и др.) и высоким качеством строительных работ. Здания, построенные по его проектам, и сегодня не оставляют людей равнодушными. Жена Елена (урожд. Берг, 1820-1911). Братья Александр и Андрей тоже стали известными архитекторами. Современники по-разному оценивали значение творческой деятельности Тона. Одни - их было большинство - видели в этом архитекторе реформатора и новатора, настойчиво искавшего пути дальнейшего развития строительного искусства, что способствовало "низложению" устаревающего классицизма. Другие же, представлявшие демократическое крыло русского общества, усматривали в его произведениях лишь материальное воплощение реакционной политики режима Николая I и отказывались признать за ними сколько-нибудь существенные художественные достоинства. Негативное отношение к творческому наследию зодчего стало позднее характерным и для советского периода; это послужило одной из причин того, что многие культовые здания, построенные по проектам Тона, были безжалостно снесены. Умер Тон в Санкт-Петербурге. Его постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, вообще представляют собой смесь неверно понятых и неуместно примененных форм и мотивов нашей древней архитектуры с произвольными измышлениями строителей; они грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и истинного величия. При всем том Тону принадлежит та заслуга, что он первый отвернулся от слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины. В последние годы российские исследователи сделали немало для того, чтобы восстановить объективный, исторически достоверный творческий портрет мастера. Было опубликовано несколько статей и книг, посвященных Тону. В 1994 г. в Московском Кремле прошла представительная научная конференция, приуроченная к 100-летию со дня рождения зодчего. В Санкт-Петербурге на здании Московского вокзала и в Москве на левом фасаде Ленинградского вокзала Тону установлены памятные доски. В 1994 г. была выпущена почтовая марка России, посвященная архитектору. В 2017 г. Банком России выпущена серебряная монета номиналом 25 рублей "Константин Андреевич Тон". На монете изображены портрет Тона, Большой Кремлевский дворец на фоне силуэта архитектурного ансамбля Красной площади и выполненное в цвете изображение капители.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024