| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ШУБИН, Федот.


ВИТАЛИ, Иван. (Vitali, Ivan., 1794-1855)
ВУЧЕТИЧ, Евгений. (Vuchetich, Evgeniy., 1908-1974)
ГРУБЕ, Александр. (Grube, Alexander., 1894-1980)
ДЕЙНЕКА, Александр. (Deineka, Alexander., 1899-1969)
ДОУ, Олег. (Dou, Oleg., 1983-)
КЛОДТ, Петр. (Klodt, Peter fon Jurgensburg., 1805-1867)
КОЗЛОВСКИЙ, Михаил. (Kozlovsky Mikhail., 1753-1802)
ЛАНСЕРЕ, Евгений Александрович. (Lansere, Eugeniy., 1848-1886)
МАНИЗЕР, Матвей. (Manizer, Matvej., 1891-1966)
МАРТОС, Иван. (Martos, Ivan., 1754-1835)
МЕРКУРОВ, Сергей. (Merkurov, Sergey., 1881-1952)
МИКЕШИН, Михаил. (Mikeshin, Mikhail., 1835-1896)
МУХИНА, Вера. (Mukhina, Vera., 1889-1953)
НАМДАКОВ, Даши. (Namdakov, Dashi., 1967-)
НЕИЗВЕСТНЫЙ, Эрнст. (Neizvestny, Ernst., 1925-2016)
ОПЕКУШИН, Александр. (Opekushin, Alexander., 1838-1923)
ТОЛСТОЙ, Федор. (Tolstoy, Fyodor., 1783-1873)
УТКИН, Павел. (Utkin, Pavel., 1808-1852)
ФАЛЬКОНЕ, Этьен. (Falconet, Etienne., 1716-1791)
ЦЕРЕТЕЛИ, Зураб. (Tsereteli, Zurab., 1934-)
ШАДР, Иван. (Shadr, Ivan., 1887-1941)
ШЕМЯКИН, Михаил. (Shemyakin, Mikhail., 1943-)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУБИН, Федот. (Shubin, Fedot., 1740-1805)
ЭРТЕ, Роман. (Erte. Romain de Tirtoff., 1892-1990)
ШУБИН, Федот
ШУБИН, Федот
ШУБИН, Федот. П. Румянцев-Задунайский. Мрамор. 1778 г.
ШУБИН, Федот. П. Румянцев-Задунайский. Мрамор. 1778 г.

ШУБИН, Федот.

(Shubin, Fedot., 1740-1805) русский скульптор, один из крупнейших представителей просветительского классицизма в русском искусстве XVIII в. Родился в семье свободного крестьянина-помора дер. Тючковская, ныне Архангельской обл. Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 г. приехал в Петербург; в 1761-1767 гг. учился в АХ у Н. Жилле. Пенсионер АХ в Париже, где работал под руководством Ж. Пигаля (1767-1770 гг.). Вероятно, Шубин пользовался покровительством своего земляка М. Ломоносова. После трехлетнего пребывания в Париже, в конце 1770 г. Шубин с разрешения Академии едет в Рим. В следующем году он создает портреты И. Шувалова и его племянника Ф. Голицына (мрамор). Удачным оказался и мраморный бюст Екатерины II, несмотря на то, что эта работа была исполнена не с натуры. Тогда же фавориты императрицы - Алексей и Федор Орловы - заказывают Шубину свои портреты. Эти произведения отличаются особой сдержанностью и реалистическими тенденциями в трактовке образов. В 1772 г. Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые старейшая в Европе Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Летом 1773 г., перед возвращением в Петербург, Шубин вместе с Демидовыми совершил еще одно путешествие - в Лондон. В 1773 г. Шубин, вернувшись в Петербург, работал над портретами, предпочитая в качестве материала мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать тончайших живописных эффектов. Виртуозно моделируя пластику лица, мастерски использовал возможности кругового обхода, позволяющего достигать многообразия взаимодополняющих аспектов образа. Шубин подчёркивал в облике портретируемого черты парадной импозантности ("А. Голицын", мрамор, 1775 г.), передавал впечатление духовной стойкости и энергии, одухотворяющей внешне непримечательные лица ("З. Чернышёв", 1774 г.; "П. Румянцев-Задунайский", 1778 г., Русский музей, Ленинград; оба - мрамор), раскрывал сложный внутренний мир портретируемого ("Неизвестный", мрамор, сер. 1770-х гг.). В 1774-1775 гг. Шубин выполнил для Чесменского дворца 58 медальонов с изображениями российских князей и царей (мрамор, Оружейная палата, Москва), в 1789-1790 гг. - статую "Екатерина II - законодательница" для Таврического дворца (мрамор). В 1774 г. Академия художеств, нарушив устав, согласно которому звание академика полагается только за произведения исторического или мифологического жанра, присуждает его Шубину за портретный бюст императрицы. Такое исключение стало возможным потому, что было известно о благоволении к скульптору и придворной знати и самой Екатерины II. В 1770-1780-е гг. Шубин создал также многочисленные монументально-декоративные произведения (статуи и рельефы для Мраморного дворца, 1775-1782 гг., и Троицкого собора Александро-Невской лавры, 1786-1789 гг.; все - мрамор). Особой точности и правдивости характеристик достиг Шубин в портретах 1790-х гг. ("Г. Потёмкин-Таврический", мрамор, 1791; "Е. Чулков"; "М. Ломоносов", гипс, 1792; "А. Безбородко", мрамор, около 1798 г.). Сложностью и остротой психологической характеристики отличается бюст Павла I (мрамор, 1797 г.). Последние годы жизни Шубина прошли в затруднениях, во многом связанных с враждебным отношением правящих кругов к его искусству. В 1797 г. он обращается за помощью к Павлу, а через год подает прошение Академии с просьбой "хотя одной казенной квартиры с дровами и свечами". Но и это осталось без внимания. Шубину не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 г. сгорели его дом и мастерская с работами, которые там находились. Александр все же выказал милость - пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Вынуждена была проявить внимание к Шубину и Академия, предоставив казенную квартиру и свечи, о которых он давно просил. В 1803 г. по указу Александра I Шубина назначили, наконец, адъюнкт профессором с жалованием по штату. Но здоровье было вконец подорвано. Умер Шубин в Петербурге. Смерть скульптора прошла почти незамеченной. Кончилась жизнь ваятеля, искусство которого, по словам В. Мухиной, было "образом времени".

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024