ВИТАЛИ, Иван. (Vitali, Ivan., 1794-1855)
ВУЧЕТИЧ, Евгений. (Vuchetich, Evgeniy., 1908-1974)
ГРУБЕ, Александр. (Grube, Alexander., 1894-1980)
ДЕЙНЕКА, Александр. (Deineka, Alexander., 1899-1969)
ДОУ, Олег. (Dou, Oleg., 1983-)
КЛОДТ, Петр. (Klodt, Peter fon Jurgensburg., 1805-1867)
КОЗЛОВСКИЙ, Михаил. (Kozlovsky Mikhail., 1753-1802)
ЛАНСЕРЕ, Евгений Александрович. (Lansere, Eugeniy., 1848-1886)
МАНИЗЕР, Матвей. (Manizer, Matvej., 1891-1966)
МАРТОС, Иван. (Martos, Ivan., 1754-1835)
МЕРКУРОВ, Сергей. (Merkurov, Sergey., 1881-1952)
МИКЕШИН, Михаил. (Mikeshin, Mikhail., 1835-1896)
МУХИНА, Вера. (Mukhina, Vera., 1889-1953)
НАМДАКОВ, Даши. (Namdakov, Dashi., 1967-)
НЕИЗВЕСТНЫЙ, Эрнст. (Neizvestny, Ernst., 1925-2016)
ОПЕКУШИН, Александр. (Opekushin, Alexander., 1838-1923)
ТОЛСТОЙ, Федор. (Tolstoy, Fyodor., 1783-1873)
УТКИН, Павел. (Utkin, Pavel., 1808-1852)
ФАЛЬКОНЕ, Этьен. (Falconet, Etienne., 1716-1791)
ЦЕРЕТЕЛИ, Зураб. (Tsereteli, Zurab., 1934-)
ШАДР, Иван. (Shadr, Ivan., 1887-1941)
ШЕМЯКИН, Михаил. (Shemyakin, Mikhail., 1943-)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУБИН, Федот. (Shubin, Fedot., 1740-1805)
ЭРТЕ, Роман. (Erte. Romain de Tirtoff., 1892-1990)
|
ОПЕКУШИН, Александр
ОПЕКУШИН, Александр. Памятник А. Пушкину в Москве. Бронза, гранит. Россия. 1880 г.
ОПЕКУШИН, Александр.
(Opekushin, Alexander., 1838-1923) русский художник, скульптор-монументалист, скульптор-патриот. Родился д. Свечкино, ныне Ярославской области, сын крепостного, скульптора-самоучки и потомственного лепщика-декоратора. В 1860 г. Александр, скопив с большим трудом 500 руб., откупился от помещицы, получив вольную. В 1861 г. он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Е. Гуськиной. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. Иенсена в Петербурге. Действительный член петербургской АХ (1895 г.). Вначале завоевал признание как портретист. Участвовал в создании (по проектам М. Микешина) памятник "Тысячелетие России" в Новгороде (вылепив для него фигуру Петра I, открыт в 1862 г.) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873 г.), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А. Орлова и В. Чичагова) по собственным эскизам. Совместно с М. Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А. Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 г. Наиболее значительное произведение Опекушина - памятник А. Пушкину в Москве (бронза, гранит), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. который по праву стал самым популярным русским монументом XIX в. 1875 г. - оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А. Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Но время все расставило по своим местам. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях, опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлимым символом Москвы. По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Опекушиным и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.). Открытие этого памятника в 1880 г. явилось событием огромного значения в жизни страны, по выражению М. Антокольского, "народ нашел своего ваятеля". Отказавшись от всякой патетики, от каких бы то ни было внешних эффектов, декоративных элементов, столь распространенных в монументальной скульптуре того времени, Опекушин представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности. Первоначально поставленный в удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств; интимность окружающей среды хорошо согласовывалась с камерным решением образа. Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882 г.) совместно с М. Микешиным создал две парные скульптурные композиции "Волга" и "Нефть". В предреволюционный период имя Опекушина было очень популярно в монархических кругах. Ему благоволили представители Царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал Император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал Великий Князь Сергей Александрович. Опекушин выполнил памятник Александру II у южной стены Кремля (бронза, открыт в 1898 г., не сохранился) и Александру III возле храма Христа Спасителя (создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования, бронза, 1912 г., не сохранился). Не менее замечательными произведениями скульптора являются его памятники К. Бэру в Дерпте (1886 г.) и Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г., уничтожен в 1925 г.). Опекушин создал также памятники А. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884 г.), М. Лермонтову в Пятигорске (открыт в 1889 г.) - все бронза, гранит. Опекушиным выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. После 1917 г. - заработанные Опекушиным многолетним трудом деньги, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Дом - экспроприирован. Опекушин совершенно забыт всеми, живет в крайней нужде. Умер Опекушин в с. Рыбница, ныне Ярославской области. |