| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

МАРТОС, Иван.


ВИТАЛИ, Иван. (Vitali, Ivan., 1794-1855)
ВУЧЕТИЧ, Евгений. (Vuchetich, Evgeniy., 1908-1974)
ГРУБЕ, Александр. (Grube, Alexander., 1894-1980)
ДЕЙНЕКА, Александр. (Deineka, Alexander., 1899-1969)
ДОУ, Олег. (Dou, Oleg., 1983-)
КЛОДТ, Петр. (Klodt, Peter fon Jurgensburg., 1805-1867)
КОЗЛОВСКИЙ, Михаил. (Kozlovsky Mikhail., 1753-1802)
ЛАНСЕРЕ, Евгений Александрович. (Lansere, Eugeniy., 1848-1886)
МАНИЗЕР, Матвей. (Manizer, Matvej., 1891-1966)
МАРТОС, Иван. (Martos, Ivan., 1754-1835)
МЕРКУРОВ, Сергей. (Merkurov, Sergey., 1881-1952)
МИКЕШИН, Михаил. (Mikeshin, Mikhail., 1835-1896)
МУХИНА, Вера. (Mukhina, Vera., 1889-1953)
НАМДАКОВ, Даши. (Namdakov, Dashi., 1967-)
НЕИЗВЕСТНЫЙ, Эрнст. (Neizvestny, Ernst., 1925-2016)
ОПЕКУШИН, Александр. (Opekushin, Alexander., 1838-1923)
ТОЛСТОЙ, Федор. (Tolstoy, Fyodor., 1783-1873)
УТКИН, Павел. (Utkin, Pavel., 1808-1852)
ФАЛЬКОНЕ, Этьен. (Falconet, Etienne., 1716-1791)
ЦЕРЕТЕЛИ, Зураб. (Tsereteli, Zurab., 1934-)
ШАДР, Иван. (Shadr, Ivan., 1887-1941)
ШЕМЯКИН, Михаил. (Shemyakin, Mikhail., 1943-)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУБИН, Федот. (Shubin, Fedot., 1740-1805)
ЭРТЕ, Роман. (Erte. Romain de Tirtoff., 1892-1990)
МАРТОС, Иван
МАРТОС, Иван
МАРТОС, Иван. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Бронза, гранит, 1804-1818 гг.  Россия.
МАРТОС, Иван. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Бронза, гранит, 1804-1818 гг. Россия.

МАРТОС, Иван.

(Martos, Ivan., 1754-1835) русский скульптор-монументалист. Родился в Ичня, ныне Черниговской области Украины, в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербургской АХ (1764-1773 гг.) у Л. Роллана и Н. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773-1779 гг.), где изучал и копировал произведения античной скульптуры, пользовался советами П. Батони, Ж. Вьена и К. Альбачини. Вернулся в Россию убеждённым сторонником классицизма. Выполнив ряд портретов (бюсты Н. Панина, 1780, и А. Паниной, 1782 г.; оба - мрамор), уже в начале 1780-х годов выступил как мастер мемориальной пластики, гармонично сочетающий гражданский пафос, идеальную возвышенность образов с их обаятельной жизненностью. Для его надгробных памятников раннего периода (надгробия: С. Волконской; М. Собакиной; оба - мрамор, 1782 г.) характерны строгая архитектоника композиции, тонкая моделировка форм, искусное совмещение высокого и низкого рельефа. В дальнейшем М. уходит от барельефного принципа композиции, обособляя человеческую фигуру от скульптурного фона и монументализируя памятник в целом (надгробия: Н. Панина, 1788 г.; Е. Куракиной, 1792 г.; оба - мрамор). Продолжая часто использовать мотив пирамидальной стелы с включенным в неё барельефным медальоном-портретом умершего, Мартос всё более разнообразит расположение фигур скорбящих, прибегает к полихромии оттенков мрамора. Воссоздание интимного мира переживаний, свойственное ранним памятникам, с начала 1790-х гг. сменяется подчёркиванием обществ, значимости монумента, образный строй которого усложняется и порою даже драматизируется. Успех ранних надгробий принес славу и признание молодому скульптору. Он начинает получать множество заказов. В эти годы одно за другим появляются надгробия Брюс, Турчанинова, Лазаревых, и многих других. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в других странах. Произведения Мартоса зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органичной связью с архитектурной средой, ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта; их эмоциональное воздействие с начала 1800-х гг. определяется суровой сдержанностью героев в проявлении чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия: Е. Гагариной, бронза, 1803 г.; Павла I, мрамор, гранит, 1807 г.). Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике К. Минину и Д. Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804-1818 гг.), который был сооружен по общественной инициативе. В нём Мартос с убедительной силой передал патриотический подъём русского народа, вновь проявившийся во время Отечественной войны 1812 г. "Но гений Мартоса, - писал "Сын Отечества", - всех счастливее и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее изобразил памятник Спасителям России. Проект его удостоен Высочайшего одобрения". Однако работа над памятником из-за финансовой стороны вопроса затянулась. Фактически началась она только в 1812 г., "в то время, когда предлежала великая работа вновь спасать Отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию". Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. В памятнике Мартос утверждает ведущее значение Минина, который наиболее активен в композиции. Стоя, он одной рукой как бы вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту отечества. Пожарский, принимая меч и опираясь левой рукой на щит, как бы готов откликнуться на призыв Минина. Изображая своих героев подобно древним мастерам и сохраняя большую долю условности и идеализации, Мартос вместе с тем стремится отметить их национальное своеобразие. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку. На щите Пожарского изображен Спас. "Природа, повинуясь всевышнему и невзирая на родословия, воспламеняет кровь к благородным подвигам как в простом поселянине или пастухе, так и первостепенном в царстве, - писал современник Мартоса. - Она бы могла, кажется, вдохнуть патриотическую силу в Пожарского; однако избранный его сосуд был Минин, так сказать русский плебей... Здесь он был первою действующей силой, а Пожарский был только орудием его Гения". Открытие памятника Минину и Пожарскому 20 февраля 1818 г. превратилось в народное торжество. Этот памятник был первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Так же удачно местоположение памятника Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823-1828 г.), несущего в себе многие черты позднего творчества Мартоса, в котором становятся заметна склонность к чрезмерной обобщенности форм и в то же время к мелочности в деталях (памятник Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828-1831 гг.). Мартос известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры (статуя "Актеон" для фонтанов Петергофа, золочёная бронза, 1801 г.; рельеф "Истечение Моисеем воды в пустыне" на аттике Казанского собора в Петербурге, известняк, 1804-1807 гг.). Большой вклад в развитие отечественного искусства Мартос внес как педагог (1779-1835 гг.). С 1794 г. он был профессором, а с 1814 г. - ректором Академии художеств. Оказал большое влияние на формирование многих русских скульпторов I-й трети XIX в. Умер Мартос в Петербурге.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024