ГРАБАРЬ, Игорь ГРАБАРЬ, Игорь. Разъяснивает. 1928 г.
ГРАБАРЬ, Игорь.
(Grabar, Igor., 1871-1960) русский живописец и искусствовед, художественный критик, реставратор, педагог, музейный деятель, архитектор, Народный художник СССР (1956 г.), действительный член АН СССР (1943 г.) и АХ СССР (1947 г.). Родился в Будапеште, в семье русского общественного деятеля, который в 1876 г. вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей. Учился в петербургской АХ (1894-1896 гг.) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-1898 гг.). Преподавал в МГУ (профессор с 1921 г.), МХИ (1937-1943 гг., директор), ИЖСА (1943-1946 гг., директор). Директор Института истории искусств АН СССР (с 1944 г.). Член объединения "Мир искусства" и Союз русских художников. С начала 1900-х гг. Грабарь, творчески используя живописные методы импрессионизма, работал над жизнерадостными, мажорными по цвету, пронизанными светом пейзажами, воссоздающими в каждом из полотен обобщающий образ русской природы ("Сентябрьский снег", 1903 г.; "Февральская лазурь", "Мартовский снег" - оба 1904 г.); позже Грабарь создал ряд натюрмортов, в которых, стремясь передать красоту и поэзию материального мира, пользовался приёмами (письмо густыми, рельефными мазками), близкими к неоимпрессионизму ("Неприбранный стол", 1907 г.). В 1905-1906 г. Грабарь участвовал в издании революционных сатирических журналов "Жупел" и "Адская почта". Не только как живописец, но и как проницательный и тонкий художественный критик Грабарь активно участвовал в современной ему художественной жизни, как историк искусства сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания: создал ряд монографических исследований о творчестве И. Репина, И. Левитана, В. Серова и других русских художников, был инициатором издания, редактором и автором важнейших разделов первой "Истории русского искусства" (тт. 1-6, 1909-1916 гг.), в которой ставились и на широком, во многом впервые опубликованном материале исследовались проблемы происхождения, развития и национального своеобразия русской художественной школы. Научные интересы Грабаря сказались и в его практической деятельности. Знаток и пропагандист архитектуры русского классицизма, он создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1909-1914 гг.; ныне санаторий "Захарьино") под Москвой. В 1913-1925 возглавлял ГТГ, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917 г.). В советское время Грабарь стал одним из основоположников системы и научной методики охраны и реставрации памятников искусства, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-1930 гг. директор, с 1944 г. научный руководитель); с его именем связано открытие и исследование многих произведений древне-русского искусства XI - XV вв. В живописных работах советского времени Грабарь продолжал воплощать собирательные образы русской природы ("Ясный осенний вечер", 1923 г.), работал также над портретами деятелей советской культуры (портрет С. Чаплыгина, 1935 г.) и картинами на историко-революционные темы ("В. Ленин у прямого провода", 1933 г.; "Крестьяне-ходоки на приеме у В. Ленина", 1938 г.). Широко известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934 г.; "Автопортрет в шубе", 1947 г.). В советское время Грабарь продолжал также публиковать исследования и статьи о русском искусстве, был главным редактором и одним из авторов "Истории русского искусства" (тт. 1-13, 1953-1969 гг.). Государственная премия СССР (1941 г.). В начале 1943 г. Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы... Продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: "Последний снег" (1931 г.), "Березовая аллея" (1940 г.), "Зимний пейзаж" (1954 г.), серия картин на тему "День инея". Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. Умер Грабарь в Москве. Сочинения: И. Левитан Жизнь и творчество, М., 1913 г.; Репин, тт. 1-2. М., 1963-1964 гг.; О древнерусском искусстве, М., 1966 г.; О русской архитектуре, М , 1969 г.; В. Серов. 2 изд., М., 1980 г.; Письма, (тт. 1-3). М., 1974-1983 гг.