ПЭН, Иегуда ПЭН, Иегуда. Старый портной. 1907 г. ПЭН, Иегуда. Улица в Витебске. ПЭН, Иегуда. Часовщик. 1914 г. ПЭН, Иегуда. Сапожник комсомолец, читающий газету. 1925 г. ПЭН, Иегуда. Портрет Марка Шагала. 1914 г. ПЭН, Иегуда. Дети беженцы. 1914 г. ПЭН, Иегуда. Автопортрет с музой и смертью. 1934 г.
ПЭН, Иегуда.
(Pen, Yehuda., 1854-1937) белорусский и российский художник, мастер живописи и педагог, основоположник витебской художественной школы. Родился в г. Новоалександровск (ныне Зарасай, Литва), в ортодоксальной еврейской семье, рано осиротел. Учился в петербургской АХ (1881-1886 гг.) у П. Чистякова. По окончании Академии сменил несколько мест жительства (Двинск, Рига, имение барона Н. Корфа - на полпути между Витебском и Двинском), пока не обосновался в Витебске (1891 г.). В Белоруссии в художественных выставках участвовал с 1890-х гг. В 1890-х - нач. 1900-х гг. создал ряд пейзажей ("Улица в Витебске"). В картинах Пэна правдиво запечатлены быт еврейских бедняков, народные типы ("Старый солдат", 1902 г.), революционные события 1905 г. ("После забастовки"). Открыл в Витебске частную Школу рисования и живописи, которая стала первым в России еврейским художественным училищем (Витебская школа-мастерская Пэна, 1892-1918 гг.). В конце XIX в. Витебск был "провинциальной культурной столицей" губернии. В городе регулярно гастролировали театральные труппы, давались концерты знаменитых музыкантов. Базируясь на бытописательском романтизме в духе немецкой дюссельдорфской школы и русских "передвижников", Пэн прививал ученикам любовь к характерным особенностям национального житейского уклада, подавая пример собственными жанрами ("Развод", 1907 г., "В прихожей у пана", до 1912 г.; "В пекарне", 1918 г.). Важную роль в его живописи занимали также типажные портреты (Старый раввин", "Девушка в белом", обе - до 1907 г.,"Старый портной", нач. 1910-х гг.; "Слепой музыкант", конец 1910-х гг., "За утренним листом Талмуда" - портрет Т. Каплана, ок. 1910 г., "Часовщик с газетой", 1914 г., "Письмо из Америки", 1913 г., "Сват", 1926 г.) и автопортреты. Выполнил портреты художников М. Шагала, Л. Шульмана. Любовно выписывая детали, он часто стилизовал свои вещи под классику "рембрандтовского" XVII в. Среди учеников Пэна были Л. Лисицкий, М. Шагал, С. Юдовин, О. Цадкин, И. Мазель, Е. Минин, О. Мещанинов. Радикальные перемены в системе витебского художественного образования, осуществленные Шагалом и К. Малевичем в период "Уновиса" (1919-1922 гг.), привели к тому, что Пэн, критически относившийся к авангарду, оказался не у дел, хотя Шагал сперва и выделил ему мастерскую в своем Народном художественном училище. Выйдя на пенсию, был удостоен в 1925 г. (окружным съездом рабочих и крестьянских депутатов) звания "Почетного еврейского художника". Своеобразным творческим отчётом Пэна за 20 лет творческой деятельности стало его участие в 1916 г. в выставке картин, организованной в Петрограде Еврейским обществом поощрения художников. После 1917 г. руководил мастерскими в Народной художественной школе и художественном училище в Витебске (1918-1923 гг.). Революция отразилась лишь в названиях его вещей, стилистически прежних ("Сапожник-комсомолец", 1925 г., "Пионер"). Продолжал активно работать как живописец ("Автопортрет с музой и смертью", 1934 г.). На протяжении всей своей жизни Пэн считал себя еврейским художником, и темы его картин самые житейские, самые домашние. Для работ Пэна характерно сочетание портретных и жанровых начал, их можно назвать "портретами в интерьере". Пэн был убит у себя дома в Витебске 28 февраля 1937 г. Официальное следствие признало виновными в убийстве старого художника (с целью ограбления) его родственников, однако обстоятельства преступления, и следствия до сих пор остаются во многом загадочными. После смерти Пэна в Витебске была создана его картинная галерея.