КАСАТКИН, Николай КАСАТКИН, Николай. Шахтерка. 1894 г. КАСАТКИН, Николай. Соперницы. 1890 г. КАСАТКИН, Николай. Осиротели. 1891 г. КАСАТКИН, Николай. Раненый рабочий. Тяжело. 1892 г. КАСАТКИН, Николай. Углекопы. Смена. 1895 г. КАСАТКИН, Николай. За учёбу. Пионерка с книгами. 1925 г.
КАСАТКИН, Николай.
(Kasatkin, Nikolay., 1859-1930) русский живописец-реалист. Родился в Москве, сын видного московского гравера А. Касаткина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, 1873-1883 гг.) у В. Перова и И. Прянишникова. Получил в 1883 г. высшую награду училища - большую серебряную медаль и звание художника за картину "Нищие на церковной паперти". После окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании "Русской истории в картинах", первого настольного календаря и др. Художник, безусловно, испытывал огромное влияние Л. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина. Он впервые в истории русской традиционной живописи создал, еще в начале 1900-х гг., своеобразную галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что был ценим молодой советской властью, возведен в патриархи живописного социалистического реализма, одним из первый удостоился звания (1923 г.) "Народный художник Республики". В ранний период творчества (конец 1880-х - начало 1890-х гг.) выполнял позднепередвижнические жанровые картины ("Соперницы", 1890 г.; "Клевета", 1893 г.). С 1891 г. художник становится членом ТПХВ и постоянным участником выставок этого объединения. Именно в этот период определяется главная тема в творчестве Касаткина - жизнь рабочих и городской бедноты. Он пишет картины "Семья рабочего" (1891 г.), "Раненый рабочий. Тяжело" (1892 г.), "В коридоре окружного суда" (1897 г., удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже 1900 г.), "Арестантки на свидании" (1899 г.) и др. С 1894 г. началась преподавательская деятельность Касаткина в МУЖВЗ, длившаяся более двадцати лет (до 1917 г.). Художник пользовался любовью и уважением студентов. Среди его учеников такие известные впоследствии мастера, как Б. Иогансон, В. Мешков и др. В 1892-1897 гг., после нескольких поездок в Донбасс и на Урал, Касаткин создает знаменитую "шахтерскую" серию картин: "Шахтерка" (1894 г.), "Углекопы. Смена" (1895 г.), "Шахтер-тягольщик" (1896 г.), "Кузница" (1897 г.), "Уральский рабочий" (1899 г.), "В семье рабочего" (1890-е гг.) и др. Академик петербургской Императорской Академии художеств (ИАХ, 1898 г.), действительный член ИАХ (1903 г.). Художник откликается на события революции 1905 г., написав ряд революционно-романтических произведений: "Тревожное", "Рабочий-боевик", "Последний путь шпиона", "Беззаветная жертва революции", "Студент", "После обыска" (все 1905 г.). В этюдах и картинах с простой, но выразительной композицией, выдержанной в общей землисто-серой гамме, Касаткин с горячей симпатией воплотил яркие характеры русских рабочих, правдиво передал не только изнурительный труд и нищету пролетариата, но и зреющий в нём дух протеста и борьбы. Эти и другие его работы стали на долгое время образцами для художников - приверженцев соцреализма. В 1906 г. Касаткин посетил Финляндию, Норвегию, Швецию. В 1908-1910 гг. путешествовал по Италии и Турции, много и плодотворно работая. После Октябрьской революции Касаткин активно включился в общественно-культурную деятельность: оформлял массовые празднества, был художником-инструктором отдела народного образования Сокольнического районного совета (с 1918 г.), создал районную художественную студию для рабочих, преподавал. В 1920-х гг. писал портреты-типажи: "За учебу. Пионерка с книгами" (1925 г.), "Герой обороны СССР", "Комсомолка-пионервожатая", "Комсомолка-рабфаковка" (все конца 1920-х гг.). Член АХРР (с 1922 г.). В 1924 г. по направлению ЦК был командирован за границу в качестве художника-корреспондента, чтобы запечатлеть жизнь пролетариата в буржуазных странах. Однако пробыл там совсем не долго. Не сложилось... В 1930 г., давая пояснения в Музее революции (Москва) к своей новой картине "Сигида" ("Карийская трагедия"), Касаткин скоропостижно скончался. Касаткин - последний представитель из плеяды передвижников, пронесший его идеи до конца своих дней. Вся его творческая деятельность стала зеркальным отражением жизни и чаяния простых людей. "Некрасов в русской живописи" - так часто его называли современники. В 1956 г. была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Касаткину. Его именем названа улица в Москве.