КУКРЫНИКСЫ КУКРЫНИКСЫ. Беспощадно разгромим и уничтожим врага! 1941 г.
КУКРЫНИКСЫ.
(Kukryniksy., ) (псевдоним) творческий коллектив российских графиков и живописцев: Куприянов Михаил (1903-1991), Крылов Порфирий (1902-1990), Соколов Николай (1903-2000). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929 гг.). Действительные члены АХ СССР (1947 г.), народные художники СССР (1958 г.). Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Первая коллективная карикатура создана Кукрыниксами в 1924 г. в студенческой стенной газете Вхутемаса. Совместно работая, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Бор. Ефимовым создали в мировой культуре абсолютно уникальный феномен - "положительная сатира". Активно участвовали своим творчеством во всех начинаниях советской власти. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксы оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931 г.) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 г. в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-1934 гг.; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-1960 гг.). В 1935 г. Кукрыниксы создают для "Истории гражданской войны" ряд карикатур на контрреволюционеров, интервентов, предателей; в 1937 появляются их замечательные рисунки, изображающие буржуазных горе-критиков советской Конституции ("Скептики", "Правая, левая где сторона" и др.). В 1936-1937 гг. Кукрыниксы исполняют карикатуры, обличающие испанских фашистов и их покровителей. Большую роль в патриотическом воспитании людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941 г.). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-1957 гг.). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942 г.) и Ленинской премии (1965 г.). С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. С 1920-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967 гг.) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971 г.) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939 г.), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-1946 гг.; Государственная премия СССР, 1947 г.), "Жизнь Клима Самгина" (1933 г.), "Фома Гордеев" (1948-1949 гг.; Государственная премия СССР, 1950 г.) и "Мать" (1950 г.; Государственная премия СССР, 1951 г.) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-1952 гг.) - все чёрная акварель. В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-1937 гг.), обличают фашизм ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944-1946 гг.; "Конец", 1947-1948 гг., Государственная премия СССР, 1949 г.; "Обвинение", 1967 г.), значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-1947 гг.). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. Кукрыниксы бесспорно занимают ведущее место в области сатирического жанра в изобразительном искусстве XX в.