БРЮЛЛОВ, Карл БРЮЛЛОВ, Карл. Итальянский полдень. 1827 г. БРЮЛЛОВ, Карл. Всадница. 1832 г. БРЮЛЛОВ, Карл. Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью Паччини. 1842 г. БРЮЛЛОВ, Карл. Вирсавия. 1832 г. БРЮЛЛОВ, Карл. Всадники. Портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849 г. БРЮЛЛОВ, Карл. Последний день Помпеи. 456 х 651 см. 1830-1833 гг.
БРЮЛЛОВ, Карл.
(Bryullov, Karl., 1799-1852) до 1822 г. - Брюлло, великий русский живописец и рисовальщик. Творчество художника внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Блестящий мастер парадного портрета. К. Брюллов, как и его старшие братья первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при АХ. Учился он блестяще и в 1822 г. закончил обучение с золотой медалью. В том же году, вместе с братом Александром, он отправился в Италию как пенсионер ОПХ. Еще в годы учебы он успел приобрести репутацию отличного портретиста и подтвердил ее в Италии, исполнив ряд прекрасных произведений. В их числе были портреты М. Ю. Виельгорского, великой княгини Елены Павловны с дочерью, автопортрет (ок. 1833 г.) и др. Он блестяще выступил в жанре парадного портрета-картины, в котором впоследствии не знал себе равных. Картины "Всадница" (1832), запечатлевшая Джованину Паччини, воспитанницу графини Ю. П. Самойловой, и "Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком" (1832-34 гг.) - след его длительного увлечения графиней, которую он писал неоднократно. Кроме того, Брюллов работал над эскизами и картинами на мифологические и исторические темы, а также исполнил несколько небольших композиций, посвященных жизни итальянских крестьян. Наиболее известная среди них - "Итальянский полдень" (1827 г.)- изображает красивую молодую женщину, занятую сбором винограда. Условием пенсионерства было создание большой исторической картины. На выбор сюжета для нее художника натолкнуло посещение в 1827 г. Помпеи, погибшей при извержении Везувия в I в. н. э. Работа над огромным полотном заняла у него три года (1830-1833 гг.). "Последний день Помпеи" стал и остается по сей день самым известным произведением Брюллова, и вполне заслуженно. Здесь ему удалось поддержать традицию клонящегося к упадку академизма - не изменяя его по существу, но лишь умело и эффектно подправляя приемами живописи романтизма. Вот почему "Последний день Помпеи" с успехом демонстрировался в Риме (1833 г.) и без успеха в Париже (1834): для французов такой компромисс между романтизмом и академизмом был уже вчерашним днем. Зато в Петербурге картина, показанная в АХ, произвела на публику ошеломляющее впечатление. Сам Брюллов в Россию вернулся позднее, осенью 1835 г., совершив на обратном пути небольшое путешествие по Малой Азии и Греции, давшее ему материал для ряда последующих работ. Его с восторгом встречали в Одессе, потом в Москве и, наконец, в мае 1836 г. в Петербурге. Его называли лучшим художником России (что тогда было справедливо) и даже гением. Николай I удостоил его аудиенции. Осенью того же года, по распоряжению императора, Брюллов получил звание профессора 2-й степени (в 1846 г. - 1-й) и начал преподавать в АХ. От художника ждали новых больших картин. Он было приступил к историческому полотну об осаде Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г., посетил Псков, пытаясь найти, как некогда в Помпее, вдохновляющие впечатления, но работал вяло, а с 1847 г. вообще забросил картину. Давний замысел, который он долго вынашивал, - "Нашествие Гензериха на Рим" - остался в эскизе, а замысел картины, посвященной Отечественной войне 1812 г., - в черновых набросках. Художник увлекся еще одним, уже совсем грандиозным замыслом - "Всеразрушающее время", но и тут дело ограничилось эскизом. Брюллова теперь хватало только на небольшие композиции, связанные с восточными темами, вроде "Бахчисарайского фонтана" (1838-1849 гг.) по мотивам пушкинской поэмы. Зато художнику по-прежнему не изменяло великолепное мастерство портретиста. Он выполнил портреты Н. В. Кукольника (1836 г.), В. А. Жуковского (1837- 1838 гг.), И. А. Крылова (1839 г.), А. Н. Струговщикова (1840 г.). Одной из вершин его позднего творчества стал очередной парадный портрет Ю. П. Самойловой с приемной дочерью на костюмированном балу (до 1842). Другая вершина - драматический автопортрет (1848), запечатлевший угасание художника. Здоровье Брюллова было подорвано довольно невоздержанным образом жизни, а сокрушено - длительной и тяжелой работой над росписями Исаакиевского собора (1843-1847 гг.), которую он так и не завершил. Весной 1849 г. он отправился на лечение за границу. Там он успел исполнить несколько работ, среди которых выделяются портреты Миксланджсло Ланчи (1851 г.) и членов семьи Титтони (1851-52 гг.). Но силы его иссякали - он умер после очередного сердечного приступа и был похоронен на римском кладбище Монте-Тестаччо.