ФИЛОНОВ, Павел ФИЛОНОВ, Павел. Крестьянская семья. 1914 г.
ФИЛОНОВ, Павел.
(Filonov, Pavel., 1883-1941) русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины XX в., поэт. Родился в Москве в семье кучера. Рано осиротел. C 1897 г. в Петербурге. Учился в живописно-малярных мастерских (1897-1901 гг.), школе-студии Л.Дмитриева-Кавказского (1903-1908 гг.); был вольнослушателем петербургской Академии художеств (1908-1910 гг.). В 1905-1907 гг. путешествовал по Волге, Кавказу, ездил в Иерусалим. Был членом "Союза молодежи" (с 1910 г.), после распада последнего вместе с Д. Какабадзе организовал группу "Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“" (1914 г.). В те же годы сблизился с В. Хлебниковым и сам выступил как поэт, выпустив поэму "Пропевень о проросли мировой" (1915 г.). В 1916-1918 гг. служил в армии. В 1912 г. Филонов пишет статью "Канон и закон", где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип "органического" – от частного к общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии. Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге ("Мужчина и женщина", "Пир королей", "Восток и Запад", "Запад и Восток"; все работы – 1912–1913 гг.), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к "вечным темам" бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно "сделанную" вещь. Филонов – приверженец чистой, искрящейся, пестрой живописности. В его образах утверждается идея органической художественной формы, аналогичной природным формам и процессам. Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем "аналитическом искусстве" "каждый атом" картины, живописец должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем. Вернувшись с фронта в Петроград (1918 г.), мастер активно включился в жизнь искусств. Принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений - грандиозной выставке в Зимнем дворце. На выставке были представлены работы из цикла "Ввод в мировой расцвет". Две работы: "Мать", 1916 г. и "Победитель города", 1914-1915 г.г. (обе - смешанные техники на картоне или бумаге) были подарены Филоновым государству. В 1922 г. он дарит также две работы Русскому музею (в том числе – "Формулу петроградского пролетариата", 1920-1921 гг.). Филонов стал одним из инициаторов создания местного Инхука (Института художественной культуры) и с 1923 г.руководил в нем отделом общей идеологии; в том же году опубликовал Декларацию "Мирового расцвета" (1923 г.), на базе которой в 1925–1927 гг. сложился коллектив его учеников и последователей ("Мастера аналитического искусства"). Его произведения этих лет эпически "формулируют" целые монументальные пласты жизни (так называемые "формулы" пролетариата, революции, космоса, весны, составляющие большие живописно-графические циклы; огромная серия "голов"). Филонов не принимает заказов и преподаёт бесплатно; он получает изредка пенсию, как "научный работник 3-го разряда" (или же – "художник-исследователь", согласно Филонову). Мастер голодает, экономит. Он часто пишет масляными красками по бумаге или картону ("Формула империализма", 1925 г.; "Нарвские ворота", 1929 г.; "Животные", 1930 г.; одна из последних работ Филонова – "Лики", 1940 г.). К этому периоду относятся работы на холсте: два варианта "Формулы весны", 1927-1929 гг.; "Живая голова", 1923 г.; "Без названия", 1923 г.; "Композиция", 1928-1929 гг. При всей искренности революционных убеждений Филонова, социальная утопия в его искусстве парадоксально сочетается с антиутопией, обнажающей трагические разрывы и трещины бытия. Мастер испытывает все больший цензурный прессинг: его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, запрещают (1930 г.), пресса делает "филоновщину" объектом систематических нападок. Художник не раз писал реалистические портреты. Однако его попытки создать "тематическую картину" в духе соцреализма (Тракторный цех Путиловского завода, 1931) или торжественный портрет вождя (И. Сталин, 1936 г.) не имели общественного успеха. Филонов упорно продолжал работать. С одной стороны, его серийные "формулы" 1930-х гг. переполняются чувством всеобщего распада, с другой – он сохраняет стоическую убежденность в правоте коммунистических идеалов. Именно поэтому Филонов категорически запретил продавать свои вещи, считая их достоянием пролетариата (благодаря этому почти все его наследие, переданное сестрой, Е.Глебовой, в Русский музей, осталось неразрозненным). Филонов умер в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г.