ФАВОРСКИЙ, Владимир ФАВОРСКИЙ, Владимир. Иллюстрация к Слову о полку Игореве. Гравюра на дереве. 1954 г. ФАВОРСКИЙ, Владимир. Ф. Достоевский. Гравюра на дереве. 1929 г.
ФАВОРСКИЙ, Владимир.
(Favorsky, Vladimir., 1886-1964) русский график и живописец, создатель школы отечественной ксилографии, родоначальник московской школы графиков, классик книжной иллюстрации, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик искусства, народный художник СССР (1963 г.), действительный член АХ СССР (1962 г.). Родился в Москве в семье юриста (мать художница О. Шервуд). Учился в студии К. Юона в Москве (1903–1905 гг.) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–1907 гг.), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907–1913 гг.). Член общества "Четыре искусства" (1924–1928 гг.). С 1907 г. работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга – это единство функционального и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, "определённое отношение... предмета к пространству" должны выявлять стиль писателя, основные "моменты мировоззрения" литературных произведений. Для гравюр Фаворского периода 1910 – середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха - "Суждения господина Жерома Куаньяра" А. Франса (1918 г., изд. в 1963 г.); "Фамарь" А. Глобы (изд. в 1923 г.); "Труды и дни Михаила Ломоносова" Г. Шторма (изд. в 1934 г.), разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений - эпический строй иллюстрации "Книги Руфь" (изд. в 1925 г.); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в "Домике в Коломне" Пушкина (изд. в 1929 г.); романтическая экспрессивность образов "Новогодней ночи" С. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в "Новой жизни" Данте (изд. в 1934 г.). С середины 1930-х гг. Фаворский чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало - оформление "Сонетов" Шекспира (изд. в 1948 г.), сборник "Роберт Бернс в переводах С. Маршака" (изд. в 1950 г.), иллюстрации к "Слову о полку Игореве" (изд. в 1954 г.), "Борису Годунову" (1955 г., изд. в 1956 г.) и "Маленьким трагедиям" (изд. в 1961 г.) Пушкина; все – Ленинская премия, 1962 г. Много работал над станковыми ксилографиями ("Октябрь 1917", 1928 г.), в том числе над портретами ("Ф. Достоевский", 1929 г.; "Пушкин-лицеист", 1935 г.; серия "Великие русские полководцы", 1945–1947 гг.), экслибрисами, издательскими марками. С 1942 г. обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия "Самарканд", 1942–1944 гг.) и публицистические возможности ("За мир", 1959 г.). Фаворский создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия "двойных портретов", 1938–1961 гг., и др.). Работал в области монументального искусства, театра ("Двенадцатая ночь" Шекспира в МХАТ-2, 1934 г., и др.). Творчество Фаворского оказало большое влияние на советское искусство, особенно на графику. Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920–1930 гг.), Полиграфического института (1930–1934 гг.), института изобразительных искусств (1934–1938 гг.), института прикладного и декоративного искусства (1942–1948 гг.) в Москве. Среди учеников – А. Гончаров, А. Дейнека, Ю. Пименов, М. Пиков. Фаворский автор сочинений: "Рассказы художника-гравера", М., 1976 г.; "О художнике, о творчестве, о книге", М., 1966 г.. Художник скончался в Москве.