ТРОПИНИН, Василий ТРОПИНИН, Василий. Кружевница. 1823 г.
ТРОПИНИН, Василий.
(Tropinin, Vasiliy., 1776-1857) русский художник, представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи. Родился в селе Карпово Новгородской губернии, в семье крепостного (лишь в 1823 г. сорокасемилетний художник обрел долгожданную свободу). Около 1798 г. начал учиться в петербургской АХ, но в 1804 г. был отозван своим помещиком. С 1821 г. постоянно жил в Москве. Уже ранние портреты Тропинина отличаются интимностью образов, нежным, выдержанным в лёгкой сероватой красочной гамме колоритом (этюды-портреты И. и Н. Морковых и Н. Морковей, 1813 г.; портреты жены, 1809 г.; сына, 1818 г.). В 1820-х - 1-й пол. 1830-х гг. в произведениях Тропинина появляются новые черты - отчётливая и детальная характеристика модели, интенсивная красочная гамма, иногда скульптурная чёткость объёмов (портреты П. Булахова, 1823 г.; К. Равича. 1825; А. Пушкина, 1827 г.). В портретах 1830-1840-х гг. усиливаются жанровые черты, усложняется композиция, повышается роль деталей, что позволило Тропинину во многих работах создать типические острохарактерные образы современников (портрет В. Зубовой, 1834 г.). Написав ряд так называемых портретов в халатах (портреты Ф. Крашенинникова, 1824 г.; П. Соколова, 1838 г.; П. Зубова, 1839 г., и др.), Тропинин через достоверную бытовую деталь показал характер московской жизни, ее размеренность, неспешность; и вместе с тем эта деталь становится олицетворением свободного образа мыслей тех, кого запечатлел художник. Тропинин выполнил ряд характерных этюдов-портретов украинских крестьян, создал тип жанрового полупортретного порой идеализированного но подкупающего искренностью изображения человека из народа ("Кружевница". 1823 г.). Вслед за "Кружевницей", принесшей ему популярность мастера женских образов, Тропинин пишет картины "Золотошвейка" (1825 г.), "За прошивками" (1830 г.), в которых воплотились представления художника о лучших качествах женщины - приветливости, мягкости, домовитости. Определенная идеализация этих образов объясняется не только эстетическими вкусами эпохи, но и особенностью дарования художника, воспринимавшего жизнь не критически, а поэтически, не обличавшего, а утверждавшего. Обаяние, привлекательность женских образов сохранятся и в последующих его жанровых портретах: "Девушка со свечой" (1830-е гг.), "Женщина в окне" ("Казначейша", 1841 г.), "Девушка с горшком роз" (1850 г.) и др. Создавая мужские портреты-типы, Тропинин более трезво осмысливает действительность. Здесь невольно сказалось глубокое понимание им простого народа, той среды, откуда он вышел сам. Вот почему образам русских крестьян ("Старик крестьянин", 1825 г.; "Ямщик, опирающийся на кнутовище", 1820-е гг.; "Крестьянин, обстругивающий костыль", 1834 г.; "Странник", 1847 г.). В наследии Тропинина самые разнообразные портреты: интимные и репрезентативные, однофигурные и групповые, крестьянские и купеческие, детские, костюмированные... Особое место в этом ряду занимают портреты друзей-художников. Некоторые из них показаны статично, на нейтральном фоне (портреты Е. Скотникова, 1821 г.; П. Соколова, 1833 г.; И. Айвазовского, 1853 г.), другие изображены за работой (портреты Н. Уткина, 1824 г.; Л. Бороздны, 1831 г.; И. Витали, ок. 1833 г.; К. Брюллова, 1836 г.). Но все эти произведения относятся к новому жанру русского искусства, сложившемуся позднее в понятие "портреты интеллигенции". Этот ряд дополняют и тропининские автопортреты (1810-е, 1824, 1830-е гг.), среди которых наиболее символичен "Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль" (1844 г.). В нем Тропинин не только объявляет о своем жизненном призвании, но и утверждает творческое кредо истинно русского художника - не случайно он показывает себя па фоне Кремля, древнего национального памятника. Поздние произведения мастера ("Слуга со штофом, считающий деньги", 1850-е гг.) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, предвосхищая, однако, острый интерес к драматическому бытописанию, свойственный "передвижникам". Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Важную сферу творчества Тропинина составляют также его острохарактерные карандашные наброски. Умер Тропинин в Москве. Творчество Тропинина сыграло важную роль в развитии демократического искусства XIX в. и в частности в формировании художественных традиций Москвы. В Москве в 1969 г. открыт музей Тропинина и моcковских художников его времени (филиал Останкинского дворца-музея творчества крепостных).