СУРИКОВ, Василий СУРИКОВ, Василий. Боярыня Морозова. 1887 г. СУРИКОВ, Василий. Утро стрелецкой казни. 1881 г. СУРИКОВ, Василий. Покорение Сибири Ермаком. 1895 г. СУРИКОВ, Василий. Меншиков в Берёзове. 1883 г. СУРИКОВ, Василий. Степан Разин. 1906 г. СУРИКОВ, Василий. Переход Суворова через Альпы в 1799 г. 1899 г. СУРИКОВ, Василий. Взятие снежного городка. 1891 г.
СУРИКОВ, Василий.
(Surikov, Vasily., 1848-1916) великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Родился Суриков в семье потомственных сибирских казаков в Красноярске.Учился в петербургской АХ (1869-75) у П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881 г.), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874 г., "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875 г.). С 1877 г. жил в Москве. Посетил Германию, Францию, Австрию (1883-1884 гг.), Швейцарию (1897 гг.), Италию (1900 г.), Испанию (1910 г.). Суриков страстно любил русскую старину; обращаясь к сложным, переломным моментам в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам современности. В 1880-х гг. Суриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881 г.), "Меншиков в Берёзове" (1883 г.), "Боярыня Морозова" (1887 г.). С глубиной и проницательностью истинного историка Суриков раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, логику её движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в этих произведениях выступает народ, представленный разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекают сильные, яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа: исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине. С большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людей, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произведениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологические характеристики персонажей. В 1888 г., после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-1890 гг.) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно "Взятие снежного городка" (1891 г.), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 1890-х гг. Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. В картине "Покорение Сибири Ермаком" (1895) мысль Суриков "две стихии встречаются" раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899 г.) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил народа, характерное для исторической живописи Сурикова 1890-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах ("Сибирская красавица. Портрет Е. Рачковской", 1891 г.). В годы реакции Суриков, верный демократическим традициям, писал (до 1910 г.) картину "Степан Разин" (начата в 1903 г.). Суриков также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество Суриков, впервые с такой силой показавшее народ как главную движущую силу истории, стало новым этапом в мировой исторической живописи. Умер в Москве. Имя художника присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей В. Сурикова.