СОКОЛОВ, Пётр СОКОЛОВ, Пётр. Портрет А. Смирновой-Россет. Акварель. 1834-1835 гг. СОКОЛОВ, Пётр. Портрет С.А. Урусовой.
СОКОЛОВ, Пётр.
(Sokolov, Petr., 1791-1848) русский живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-1840-х гг. портретную миниатюру. Родился в Москве. Учился в петербургской АХ (в классе исторической живописи у А. Егорова и В. Шебуева, 1800-1810 гг.). Работал преимущественно в Петербурге. Был первым в России мастером чисто акварельного (без применения белил) портрета. Произведения Соколова ("Портрет неизвестного", акварель) свойственны тонкость характеристик, лёгкость и подвижность манеры письма. Среди ранних работ Соколова значительное место занимают карандашные портреты, утвердившиеся как самостоятельный графический жанр в творчестве блистательных рисовальщиков О. Кипренского и А. Орловского. В портретах А. Полторацкого (1814 г.), Е. Разумовской (1817 г.), Е. Бакуниной (1810-е гг.), исполненных в технике итальянского карандаша, художник достигает мягкой живописности изображения, естественности в передаче характеров своих моделей. 1820-е гг. отмечены в творчестве Соколова поисками собственного стиля в работе акварелью. Одним из его шедевров является "Портрет Е. Воронцовой" (1825-1826 гг.). Знаменитую петербургскую красавицу писали многие художники, но никто не изобразил ее такой очаровательной и женственной. В этом портрете Соколов выявил все возможности акварели. Объемы лица он моделирует мелкими плотными мазочками, одежду пишет свободно прозрачной акварелью. Художник использует в изображении поверхность белой бумаги, создавая воздушный фон при помощи легкой акварельной заливки. Портрет Воронцовой восхищает совершенством филигранной отделки, изысканностью тонких цветовых сочетаний. Удивительным обаянием и задушевностью отличаются другие женские образы, созданные художником в портретах А. Олениной (1820-е), А. Веневитиновой, А. Муравьевой (оба 1825-1826 гг.), М. Раевской с сыном на руках (1826 г.). Тонкость и поэтичность женских изображений у Соколова соседствуют с интеллектуальностью и строгой элегантностью его мужских образов (портреты П. Вяземского, начало 1820-х; Н. Муравьева, 1824; Н. Раевского, 1826; В. Жуковского, 1820-е, и др.). Творивший в пору расцвета пушкинской эпохи, Соколов создал целую галерею портретов замечательных людей своего времени. Среди его работ следующего десятилетия выделяются портреты А. Пушкина (1836 г.) и доброго друга поэта О. Смирновой-Россет (1834-1835 г.); виртуозным мастерством, ясностью и лаконизмом отличаются изображения Е. Остерман-Толстой (1830-е гг.) и А. Витали (1839 г.), молодой жены известного скульптора И. Витали. Художник избегает подробной детализации в рисунке и многоцветья в колорите, умело подбирая красочные полутона. Так, в портрете С. Толстой (конец 1830-х гг.) фигура молодой женщины кажется очерченной всего несколькими штрихами и плавными линиями. Белое платье и нежную кожу смуглого лица контрастно оттеняют черные локоны, украшенные коралловой веткой. Его акварельные портреты – светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 г., декабристы, чиновники, кавалерственные дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России. Соколов создал более 500 произведений. Творческие успехи принесли Соколову в 1839 г. звание академика акварельной портретной живописи. Художник, бесспорно, оказал влияние на русских портретистов-акварелистов середины XIX в. Умер Соколов в с. Старый Мерчик, Харьковская губ.