(Rublev, Andrey., 1360-1430) древне-русский живописец. Крупнейший мастер и один из создателей московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре или, по другим исследованиям, в Андрониковом монастыре. Творчество Рублёва развивалось на почве художественной культуры Московской Руси и обогатилось знакомством с византийской художественной традицией. В своих произведениях Рублёв, оставаясь в границах средне-векового восприятия и воспроизведения действительности, утверждал возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти идеалы воплощены в иконах Звенигородского чина ("Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел" - все рубеж XIV-XV вв.), где строгие плавные контуры, широкая манера письма, светоносный колорит близки к приёмам монументальной живописи. В конце XIV - начале XV вв. (по другим исследованиям, ок. 1411 или 1427 гг.) Рублёв создал свой шедевр - икону "Троица" (единственное из сохранившихся бесспорное произведение художника ), наполненную глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение 3 ангелов вписано в круг, подчиняющий себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Просветлённые, чистые тона, особенно васильково-голубой ("голубец"), прозрачно-зелёный, золотистый, сливаются в тонко согласованную гамму, контрастное противопоставление которой тёмно-вишнёвому одеянию среднего ангела подчёркивает ведущую роль его фигуры в общей композиции. В совершенной художественной форме мастер выразил в ней одно из самых сложных понятий христианской религии о триединстве Бога. "Троица" принесла Рублеву особую славу. Совершенство художественной формы "Троицы" выражает высший для своего времени нравственный идеал гармонии духа с миром и жизнью. В 1405 г. Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились); в 1406 совместно с Даниилом Чёрным - Успенский собор во Владимире (росписи сохранились частично) и создал иконы для его многоярусного иконостаса. Из фресок этого собора наиболее значительны сцены "страшного суда", трактованного Рублёвым как праздник торжества справедливости, как утверждение духовной сущности человека. В 1425-1427 гг. Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и расписал Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (росписи но сохранились) и написал несколько икон для его иконостаса, которым свойственны нарастание драматизма ("Апостол Павел"), некрая сумрачность колорита, усиление декоративного начала. Последней работой Рублёва некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427 г., сохранились фрагменты орнаментов). Ему приписывают ряд других работ: фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (конец XIV-начало XV вв., сохранились фрагменты), иконы "Владимирская богоматерь" (ок. 1409 г, Успенский собор, Владимир), "Спас в силах" (1408 г.), часть икон праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля (1399 или 1408 гг.), некоторые миниатюры "Евангелия Хитрово" (конец XIV-начало XV вв.). Творчество Рублева было посвящено исканию совершенного человека. Смысл искусства для него состоял в том, чтобы создать образы, которые полны возвышенной духовной красоты. В своём искусстве он стремился передать мечту о свободном человеке. Несмотря на несомненное влияние Феофана Грека, Рублёв сохранил свою манеру письма - современники говорили, что фрески Рублёва "дымом писаны". Его письму присущи гармоничность, лёгкость, плавность, гибкость линий, ритмичность. В конце жизни Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где и скончался в 1430 г. В 1989 г. канонизирован Русской православной церковью. Согласно решениям Стоглавого собора за образец для иконописцев было решено принять творчество Андрея Рублёва. Искусство Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.