ПЕРОВ, Василий ПЕРОВ, Василий. Охотники на привале. 1871 г. ПЕРОВ, Василий. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 г. ПЕРОВ, Василий. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 г. ПЕРОВ, Василий. Очередная у бассейна. 1865 г. ПЕРОВ, Василий. Проводы покойника. 1865 г. ПЕРОВ, Василий. Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866 г.
ПЕРОВ, Василий.
(Perov, Vasiliy., 1833-1882) известный русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Перов родился (сын прокурора Г. Криденера) в Тобольске. Учился в Арзамасской школе живописи А. Ступила (1846-1849 гг.) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861 гг.) у М. Скотти, А. Мокрицкого и С. Зарянко. В 1856 г. получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды: в 1858 г. - большую серебряную медаль за картину "Приезд станового на следствие", в 1860 г. - малую золотую медаль за картины "Сцена на могиле" и "Сын дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 г. - большую золотую медаль за картину "Проповедь в селе". Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казенный счет, Перов отправился в 1862 г. в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни ("Продавец статуэток", "Савояр", "Шарманщик", "Нищие на бульваре", "Музыканты и зеваки", "Тряпичники"). Передвижник. В начале 1860-х гг. Перов создал ряд обличительных жанровых картин: подробно рассказывая о несложных будничных событиях, усиливая и заостряя (вплоть до гротеска) социальные характеристики персонажей, Перов указывал на конкретных носителей общественного зла в крепостнической России - "Сельский крестный ход на пасхе" (1861 г.), "Чаепитие в Мытищах" (1862 г.). Стремясь преодолеть пестроту академической живописи, Перов в этих картинах использовал коричневые и серые цвета, которые сближал друг с другом посредством светотени. Работы парижского периода отмечены растущим интересом к человеческой индивидуальности, тягой к тональному колориту ("Слепой музыкант", 1864 г.). Во 2-й половине 1860-х гг. критические тенденции в творчестве Перова реализуются в произведениях, проникнутых сочувствием и состраданием к нищему, обездоленному люду. В картинах, ставших лаконичнее по композиции, выдержанных в единой серовато-коричневой гамме, большое значение приобретает пейзаж, получивший "социальный" характер и создающий общий эмоциональный строй произведения ("Проводы покойника", 1865 г.; "Тройка. Ученики мастеровые везут воду", 1866 г.; "Утопленница", 1867 г.; "Последний кабак у заставы", 1868 г.). Во 2-й половине 1860-х гг. Перов создал ряд картин, близких по жанру к портрету, в которых стремился передать индивидуальные качества людей из народа, их способность глубоко мыслить и чувствовать ("Фомушка-сыч", 1868 г.; "Странник", 1870 г.). В начале 1870-х гг. в поисках положительных героев Перов работал над портретами представителей передовой русской интеллигенции, подчёркивая в них творческое начало. Для портретов Перова характерны объективность отношения к модели, точность социальной характеристики, единство композиции, позы и жеста с психологическим состоянием человека (портреты: А. Островского, 1871 г.; В. Даля и Ф. Достоевского - оба 1872 г.). В 1870-1880-х гг., в условиях роста общественных противоречий в пореформенную эпоху, когда были исчерпаны возможности просветительской критики действительности, Перов испытал идейный кризис (в 1877 г. порвал с передвижниками): от обличительных жанровых тем он перешёл преимущественно к бытописательским "охотничьим"сценам ("Птицелов", 1870 г., "Охотники на привале" и "Рыболов" - обе 1871 г.), а также к исторической живописи ("Суд Пугачева", 1875 г.). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871-1882 гг., профессор). Ученики: Н. Касаткин, С. Коровин, М. Нестеров, А. Рябушкин. Под конец своей жизни Перов напечатал в газете "Пчела" (1875 г.) и в "Художественном Журнале" Н. Александрова (1881-1882 гг.) несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта художников и свои воспоминания. Перов жил бедно - картины свои продавал по дешевке, а преподавал почти задаром, чуть ли не за одно право пользоваться казенной квартирой. Быстро развившаяся чахотка оборвала жизнь этого подвижника. Умер художник в с. Кузьминки (ныне в черте г. Москвы).