НЕСТЕРОВ, Михаил НЕСТЕРОВ, Михаил. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 гг.
НЕСТЕРОВ, Михаил.
(Nesterov, Mikhail., 1862-1942) русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 г.). Родился в купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886 гг.) у В. Перова, А. Саврасова, И. Прянишникова, в петербургской АХ (1881-1884 гг.) у П. Чистякова. С 1889 г. участник выставок, с 1896 г. член Товарищества передвижников. Член-учредитель СРХ (1903 г.). Жил главным образом в Москве (в 1890-1910 гг. - в Киеве). Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Первая жена - Мария Мартыновская, умерла после родов дочери. Вторая жена - Екатерина Петровна. Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины ("Знаток", 1884 г.), исторические композиции ("До государя челобитчики", 1886 г.), портреты; много работал как иллюстратор. В картинах "Пустынник" (1888-1889 гг.), "Видение отроку Варфоломею" (1889-1890 гг.) интересы Нестерова перемещаются в область духовно-религиозных и этических проблем, поисков просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших суетой мира; Нестеров воспринимал их в единстве с одухотворёнными лирическими образами неяркой северной природы - холодных озёр, перелесков и одиноких деревьев. Тихая созерцательность, умиротворённое настроение, активная эмоциональная роль блёклого, серебристого широко развёрнутого пейзажа внесли новые поэтические ноты в русскую живопись. Боль за народ принимала у Нестеров форму религиозно-патриархальных иллюзий, которые проявлялись в его живописи всё сильнее; интерес к психологии верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к своеобразному драматизму ("Под благовест", 1895 г.; "Великий постриг", 1897-1898 гг.; "Святая Русь", 1901-1906 гг.; "На Руси", 1916 г.). Всё явственнее обозначались в живописи Нестерова черты "церковного модерна" - интерес к образной символике, сближение картины с декоративным панно, блёклость разбелённого цвета, плоскостность композиции. В монументальной живописи (росписи Владимирского собора в Киеве, 1890-1895 гг.; мозаики церкви Спаса "на крови" в Петербурге, 1894-1897 гг.; росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908-1911 гг.) эти черты постепенно приобретали характер холодной стилизации, а историко-религиозные темы получали всё более официальную церковную трактовку. Вместе с тем реалистические устремления художника, его интерес к раскрытию душевного строя человека в единении со средой - интерьером и пейзажем - нашли выражение в портретах, великолепных по цельности образного строя, ясности характеристик, мягкости лепки, выразительности силуэтов ("Е. Нестерова", 1905 г.; "Философы" (Флоренский и Булгаков), 1917 г.; "О. Нестерова", 1906 г.). В советское время реалистические начала творчества Нестерова получили качественно новое развитие. Он работал главным образом как портретист, создав замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в основном 1930-х гг. (П. и А. Кориных, 1930 г.; А. Северцова, 1934 г.; И. Шадра, 1934 г.; С. Юдина, 1935 г.; И. Павлова, 1935 г., Государственная премия СССР, 1941 г.; К. Держинской, 1937 г.; Е. Кругликовой, 1938 г.; В. Мухиной, 1940 г.), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи реалистического искусства. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологических склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение композиции, точность живописной характеристики объёма и пространства. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа ("Осень в деревне", 1942 г.). Умер Нестеров в Москве. В 1913 г. Нестеров подарил родному городу собрание картин русской живописи из собственной коллекции. Этот дар стал основой открывшегося в 1919 г. Уфимского пролетарского художественного музея. В 1954 г. музею было присвоено имя художника.