КУИНДЖИ, Архип КУИНДЖИ, Архип. Березовая роща. 1901 г. КУИНДЖИ, Архип. Вечер на Украине. 1878-1901 гг. КУИНДЖИ, Архип. Солнечные пятна на инее. 1876-1890 гг. КУИНДЖИ, Архип. После дождя. 1879 г. КУИНДЖИ, Архип. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.
КУИНДЖИ, Архип.
(Kuinji, Arkhip., 1841-1910) российский и украинский живописец, мастер пейзажной живописи. Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868 г.); преподавал там же (1892-1897 гг.), среди учеников - К. Богаевский, Н. Рерих, А. Рылов. Член ТПХВ (1875-1879 гг.). Инициатор создания Общества художников (1909 г.; позже - Общество имени А. Куинджи). Родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Служил у фотографа ретушером (в Мариуполе, Одессе и Петербурге). В 1868 г. был допущен на академическую выставку с картиной "Татарская сакля", получил за нее звание неклассного художника и стал вольнослушателем АХ. Совершил поездки в Западную Европу, где знакомился с последними достижениями живописи. В ранний период Куинджи испытал воздействие И. Айвазовского, в середине 1870-х гг. под влиянием искусства передвижников насыщал пейзажные мотивы социальными ассоциациями ("Чумацкий тракт", 1875 г.). В произведениях зрелого периода, стремясь передать наиболее выразительные по освещению состояния природы, Куинджи прибегал к острым композиционным приёмам (высокий горизонт и т. п.), использовал световые эффекты и интенсивные, сведённые к нескольким глубоким тонам цвета. В 1876 г. он показал картину "Украинская ночь", в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи, с невиданной для своего времени смелостью обобщая цвет и упрощая форму. Картина стала сенсационным событием художественной жизни, а за нею последовали другие, не уступавшие ей в вызывающей декоративности: "Березовая роща" (1879 г.), "Лунная ночь на Днепре" (1880 г.), "Днепр утром" (1881 г.) и др. Едва ли не каждая из них вызывала восторг у поклонников и одновременно разжигала страсти у недоброжелателей. Куинджи обвиняли в стремлении к дешевому оригинальничанию и даже в использовании каких-то тайных приемов, вроде скрытой подсветки картин, будто бы придававшей им такую необычную эффектность. Разгневанный поведением некоторых своих коллег, Куинджи даже покинул ТПХВ, членом которого был с 1875 г. Впрочем, он уже чувствовал себя настолько уверенно, что решился устроить выставку всего одной своей картины - "Лунная ночь на Днепре". В то время, когда в России даже персональные выставки еще казались в диковинку, шаг этот был сопряжен с громадным риском, но успех выставки, собиравшей толпы зрителей, превзошел все ожидания. На следующий, 1881 г. Куинджи точно так же показал новый вариант "Березовой рощи", а через год - еще три картины. После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. Он продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. Став состоятельным человеком (заработки его были очень высоки), он мог теперь работать так, как ему хотелось, - не спеша и вволю экспериментируя. Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как "Вечер на Украине" (1878-1901 гг.), "Дубы" (1900-1903 гг.) и др., но и совершенно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы ("Лунные пятна на снегу", "Цветник" и пр.). В поздних работах Куинджи нарастают черты декоративности и внешней эффектности цветового строя. Картины Куинджи значительно потемнели, и теперь нельзя судить о их первоначальной силе красок; но для своего времени они были настоящим откровением. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник - тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. В 1894 г. он стал профессором пейзажной мастерской в АХ, только что радикально реформированной. Его преподавание длилось недолго: уже в 1897 г. он был отстранен от службы за то, что общался с участниками студенческих волнений. Но со своими учениками он продолжал заниматься частным образом, а на следующий год устроил им на собственные средства поездку в Западную Европу. Немного позже он пожертвовал АХ капитал, проценты с которого шли ежегодно на выплату премий молодым художникам. Последним его добрым делом было основание в 1909 г. Общества им. Куинджи - независимого объединения художников, которому он пожертвовал 150 000 рублей и 225 десятин земли в Крыму, да еще завещал все свои картины и деньги. Общество просуществовало до 1930 г., а Куинджи умер (в Санкт-Петербурге) несколько месяцев спустя после его открытия.