КАНДИНСКИЙ, Василий КАНДИНСКИЙ, Василий. Казаки. 1917 г. КАНДИНСКИЙ, Василий. Синий всадник. 1903 г. КАНДИНСКИЙ, Василий. Дамы в кринолинах. 1909 г. КАНДИНСКИЙ, Василий. Первая абстрактная акварель. 1910 г. КАНДИНСКИЙ, Василий. Импровизация № 7. 1910 г. КАНДИНСКИЙ, Василий. Импрессия V. 1911 г.
КАНДИНСКИЙ, Василий.
(Kandinskiy, Vasiliy., 1866-1944) русский живописец, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины XX в., один из основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве в семье коммерсанта. В детстве жил в Одессе. Изучал в Московском университете экономику и право. В 1893 г. окончил юридический факультет. Работал художественным директором Кушнерёвской типографии в Москве (1895 г.). Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897-1898 гг.) и в АХ (1900 г.) у Ф. Штука. С 1900 г. участвовал в выставках Московского товарищества художников. В 1910 и 1912 гг. также участвовал в выставках художественного объединения "Бубновый валет". В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию "ритмического" использования цвета в живописи. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907 гг.). С 1907 г. жил в Берлине и Мюнхене, где создал (совместно с Ф. Марком) объединение "Синий всадник" (1911 г.). С конца 1900-х гг. в произведениях Кандинского игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности ("Дамы в кринолинах", 1909 г.; "Импровизация № 7", 1910 г.; "Смутное", 1917 г.; "Композиция № 10", 1939 г.). В 1910 г. создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат "О духовном в искусстве" (опубликован в 1911 г. на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих "импрессий", "импровизаций" и "композиций" (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов. В стремлении Кандинского утвердить принципы "чистой" живописи, провозгласив творческий процесс художника "самовыражением и саморазвитием духа", отразились индивидуалистические субъективистские тенденции культуры общества в XX в. В 1914 г. вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная "апокалиптика", чаяния всеобщего преображения в искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер ("Москва. Красная площадь", 1916 г.; "Сумеречное"; "Серый овал", обе работы - 1917 г.). В 1917 г. Кандинский женился на Нине Алексеевской. В 1918 г. издал автобиографическую книгу "Ступени". Кандинский (после революции) активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, навсегда покинул Россию в 1921 г. С конца 1921 г. жил в Германии (В Берлине начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы "Баухауз". с 1922 г. - профессор "Баухауза"). Вскоре получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1928 г. художник принял немецкое гражданство. Его космологические фантазии (графическая серия "Малые миры", 1922 г.) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность ("В черном квадрате", 1923 г.; " Несколько кругов", 1926 г.). В 1924 г. мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение "Синяя четверка", устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М. Мусоргского "Картинки с выставки" в театре Дессау (1928 г.). После прихода нацистов к власти в 1933 г. переехал во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. В 1939 г. Кандинский стал гражданином Франции. С началом немецкой оккупации (1939 г.) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать ("Голубое небо", 1940 г.; "Разнообразные действия", 1941 г.). Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен (Франция).