ГРЕКОВ, Митрофан ГРЕКОВ, Митрофан. Трубачи Первой Конной армии. 1934 г.
ГРЕКОВ, Митрофан.
(Grekov, Mitrofan., 1882-1934) выдающийся русский художник-баталист, основоположник советской батальной живописи. Родился на хуторе Шарпаевка, Ростовская губ. в семье крестьянина, потомственного казака. В 1899-1903 гг. учился в Одесском художественном училище у К. Костанди и др.; с 1903 г. - в петербургской Академии художеств у И. Репина и главным образом у Ф. Рубо. В 1911 окончил Академию и получил звание "свободного художника" за картину "Волы в плугу". В 1913 г. Греков написал картины на темы из истории гренадерского, кирасирского и павловского полков. Участвуя в первой мировой войне (в качестве рядового), на фронте делал много зарисовок. В 1920 г. вступил добровольцем в Красную Армию. Служил в 1-й Конной армии, руководил кружками изобразительного искусства, рисовал карикатуры, плакаты, декорации к спектаклям и т. д. Жил в Новочеркасске, а с 1931 г. в Москве. Будучи приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX в., Греков был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи - социалистического реализма. Греков – свидетель героической борьбы с контрреволюцией и в своих ярких эскизах и картинах запечатлел легендарные боевые походы 1-й Конной армии. Из произведений этого периода необходимо отметить "Корниловцы", 1919 г.; "Подвоз снарядов к Новочеркасску", 1920 г.; "Вступление в Новочеркасск полка им. Володарского", 1921 г. и мн. др. Руководители 1-й Конной армии - К. Ворошилов, обративший внимание на работы Грекова, и С. Буденный - оказывали художнику большую помощь. Его творчество широко развертывается в 1923-1934 гг.. Он вступает в АХРР и организует в Новочеркасске ее филиал (1925-1929 гг.). На выставках появляются основные произведения Грекова - "Тачанка", 1925 г. (2-й вариант - 1933); "В отряд к Буденному", 1923 г.; "Бой под Егорлыкской", 1927 г. (2-й вариант - 1930 г.); и др. Его лучшие картины, раскрывающие в почерпнутых из жизни эпизодах типические черты эпохи, основу и смысл грандиозных событий, происходивших в стране, являются значительными вехами в истории советской батальной живописи. Греков автор работ: "Красное знамя в Сальской степи", 1923 г.; "В Казачьем хуторе", 1924 г.; "Жлобинцы под Новочеркасском", 1925 г.;"Отряд Буденного в 1918 г."; "Отступление деникинских частей от Новочеркасска"; "Бой за Ростов под Большими Салами"; "Кавалерийская атака", 1927 г.; "И. Сталин и К. Ворошилов в окопах Царицынского фронта"; "На другой день в станице Платовской"; "На Кубань"; "Трубачи Первой Конной Армии", 1934 г. и др. Героем этих картин выступает не личность, а революционная стихия, "материализующаяся" в массе красноармейцев, вооруженного народа, вершащего свою историю. Отсутствие холодной рассудочности и живописной театральности, а также антимилитаристская направленность раннего творчества Грекова, глубокая правдивость в изображении суровых военных будней делает его преемником демократических традиций искусства В. Верещагина. В 1930 г., после реорганизации АХРР, ему принадлежит одна из ведущих ролей в создании Союза советских художников. В эти годы живописец начинает развивать идею, связанную с тематическими передвижными выставками, диорамами и панорамами. Первая его диорама - "Взятие Ростова" (1928 г.) - не сохранилась: она сгорела во время бомбежки в Пятигорске в период Великой Отечественной войны. Греков также участвовал на юбилейных выставках РККА, пятнадцатилетия 1-й Конной армии и др. Увлеченный планами создания панорамы Перекопских боев, Греков поздней осенью 1934 г. поехал для этюдов в Крым, но внезапно скончался в Севастополе. Греков автор более чем 300 картин. Имя Грекова было присвоено Студии военных художников, созданной в Москве в 1935 г. В 1957 г. был открыт Дом-музей Грекова в Новочеркасске.