ГОНЧАРОВА, Наталия ГОНЧАРОВА, Наталия. Московская улица. 1909 г.
ГОНЧАРОВА, Наталия.
(Goncharova, Natalia., 1881-1962) русская художница-авангардистка, живописец, график, театральный художник. Родилась в дер. Ладышкино, Тульской губернии, Россия. Гончарова принадлежала к старинному дворянскому роду, приходилась двоюродной правнучкой жене А. Пушкина. Училась в МУЖВЗ (1901-1904 гг.; скульптурное отделение, а затем увлеклась живописью, которую изучала под началом К. Коровина). В 1900-х гг. Гончарова много путешествовала, тогда же начала заниматься живописью. С 1904 г. участвует в выставках. Ее ранние импрессионистские работы с успехом демонстрировались на выставках МТХ, "Мира искусства". Участвовала в выставках журнала "Золотое руно", объединений "Бубновый валет" (вместе с Ларионовым стала одним из учредителей, 1910 г.), "Ослиный хвост" (1911-1912 гг.), "Мишень" (1913 г.). Испытала влияние кубизма и футуризма. Вместе с М. Ларионовым (мужем Гончаровой) была одним из создателей русского неопримитивизма и так называемого лучизма (один из первых опытов декоративного абстракционизма). К числу наиболее известных ее работ этого времени относится "Велосипедист". Неопримитивизм Гончаровой - огромный вклад ее в искусство начала XX в. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных "бабах". Народным искусством и религиозной живописью навеяны ее картины "Уборка хлеба" (1908 г.), "Рыбная ловля" (1909 г.), "Мытье холста", 1910 г. Первобытной мощью веет от "Идолов" (1908-1909 гг.). Особенностью ее живописи было использование плоских цветовых пятен, очерченных четким контуром, напоминавшее приемы Гогена, влияние которого испытали многие русские художники. В 1911 г. Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль "Евангелисты" из четырех полотен, серии "Сбор винограда" и "Жатва", каждая из девяти картин). Полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. Работы Гончаровой не всегда встречали понимание. В 1911 г. с выставки "Бубнового валета" полиция потребовала убрать картину "Бог плодородия". В 1912 г. церковная цензура выступила против четырехчастного цикла "Евангелисты", показанного на выставке "Ослиный хвост". В 1912 г. появились литографированные открытки с рисунками Гончаровой. Сюжет "Павлин" обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством. В 1913 г. она иллюстрировала издания поэтов В. Хлебникова, А. Крученых, К. Большакова, С. Боброва. Выполнила иллюстрации и оформление "Слова о полку Игореве" (1923 г.) и др. В 1915 г. Гончарова и М. Ларионов уезжают с труппой С. Дягелева на запад, чтобы через некоторое время навсегда остаться вдали от родины. С 1915 г. жила в Париже. Оформляла спектакли в антрепризе С. Дягилева ("Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова, 1914 г.; "Жар-птица" И. Стравинского, 1926 г.). В 1950-е гг. Гончарова создает многочисленные натюрморты и полотна "космического цикла". Произведениям Гончаровой присущи декоративная красочность и близкая русскому лубку выразительность. Умерла в Париже. 1960-х гг. началось возрождение интереса к искусству Ларионова и Гончаровой. Их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира. В 2007 г. на торгах аукциона Christies в Лондоне картина Гончаровой "Сбор яблок" (1909 г.) была продана за 4,948 млн. фунтов стерлингов, установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.