БЕНУА, Александр БЕНУА, Александр. Прогулка короля. Гуашь, акварель, бронза, серебро. 1906 г.
БЕНУА, Александр.
(Benua, Alexander., 1870-1960) русский живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Родился в Петербурге в семье академика архитектуры Н. Бенуа, и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался на юридическом факультете Петербургского университета (1890-1894 гг.), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной), некоторое время учился в Академии художеств. В 1896-1898 и 1905-1907 гг. работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения и журнала "Мир искусства". Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-1916 гг.) в газете "Речь". Как критик и историк искусства выступал и против академизма, и против эстетики русских революционных демократов, выдвинув главным критерием оценки произведений искусства их "художественность". Страстный пропагандист классического наследия, в т. ч. русского искусства XVIII - 1-й четв. XIX вв., Бенуа был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (редактор выпусков "Художественные сокровища России", в 1901-1903 гг.; журнал "Старые годы"). Издал в двух выпусках (1901, 1902 гг.) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-1917 гг.); издание прервалось с началом революции); создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911 г.). С 1917 г. Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры и в перестройке музейного дела (в 1918-1926 гг. заведующий картинной галереей Эрмитажа). В собственной живописи и графике, обращаясь к "вечным" духовным и эстетическим идеалам как к антитезе противоречиям современности, Бенуа создал особую разновидность ретроспективистского исторического жанра, в котором эстетизация хрупкой красоты и гротескного изящества ушедшей в прошлое дворянской культуры сочетается с грустно-ироническим отношением к ней (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897-1898 гг.; "Версальская серия", 1905-1906 гг.). Бенуа принадлежит к числу реформаторов русского искусства книги и театрально-декорационной живописи в нач. ХХ в. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905 г.) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910 гг.), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику" А. Пушкина (издано в 1923 г.), трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-1922 гг.). Графически отточенные иллюстрации Бенуа к "Медному всаднику" созвучны и лиризму, и драматическому пафосу поэмы. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля (опера "Гибель богов" Р. Вагнера, 1903 г.; балет "Павильон Армиды" Н. Черепнина, 1907 г., - Мариинский театр в Петербурге). С 1908 г. оформлял спектакли антрепризы С. Дягилева в Париже. В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Он работал главным образом в театрах: сначала в "Гранд-опера" в Париже, а после Второй мировой войны - в "Ла Скала" в Милане. Работал на прежнем профессиональном уровне, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Главным же трудом последних (с 1934 г.) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Умер Бенуа в Париже. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра, Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX в.