ЯВЛЕНСКИЙ, Алексей ЯВЛЕНСКИЙ, Алексей. Шокко в широкополой шляпе. 1910 г.
ЯВЛЕНСКИЙ, Алексей.
(Jawlensky, Alexei., 1864-1941) русский и немецкий художник-экспрессионист, известный мастер русского авангарда. Родился в семье армейского полковника, в Торжке, Тверская губерния, Россия. Был гвардейским офицером. Учился в Петербургской академии художеств (ученик И. Репина) и в школе живописи А. Ашбе. С 1896 г. жил и работал преимущественно в Мюнхене. После мюнхенского реализма он некоторое время писал в стиле ван Гога, до 1908 г., когда под влиянием французских художников (фовистов) он развил свой собственный стиль цветовой гаммы, сохраненный им до начала Первой мировой войны. В 1909 г. он основал вместе с В. Кандинским, А. Эрбслох, Г. Мюнтер, М. Веревкиной и др. "Новое мюнхенское художественное объединение", предшествовавшее "Синему всаднику", группе, которую создали Кандинский и Ф. Марк и к которой тесно примыкал сам Явленский. В начале первой мировой войны Явленскому, как гражданину России, пришлось уехать из Германии. Он поселился в Женеве, а в 1917 г. перебрался в Цюрих. Здесь он начал свои "Вариации" - цикл работ, посвященный ландшафтной тематике, в которых наметился отказ от прежнего экспрессивного стиля. Соединив элементы символизма и экспрессионизма, писал картины, основанные на сильных цветовых эффектах, усиленных черными контурами (характерной и для его графики). В Асконе, куда он уехал в 1918 г., Явленский начал работать над "Конструктивными головами" ("Абстрактными головами"). Известная серия "Голов" (и "Лики Спасителя"), обобщенных драматически напряженных образов человеческого лица, обращенного в подобие мистического "лика". Более чем в сотне работ он свел человеческие лица к геометрическим формам: глаза предстают в виде горизонтальных линий, рот - в виде полуовала. В 1922 г., расставшись с Веревкиной, он возвратился в Германию (художник решил жениться на Е. Незнакомовой и официально признать Андрея своим сыном). В Висбадене он познакомился с коллекционером и меценатом Г. Кирхгофом, который стал его материально поддерживать. В 1924 г. он вместе с В. Кандинским, П. Клее и Л. Фейнингером основал объединение "Синяя четверка", проводившее свои выставки в Германии и в США. Своим картинам Явленский давал ассоциативные названия - "Арабские сказки" (1925 г.), "Утренний свет" (1926 г.), "Осенние звуки" (1928 г.). В 1933 г. нацисты запретили ему участвовать в выставках. Еще через год Явленский начал серию "Медитации" - черты лица выстраиваются из черного остова: линии глаз, носа, рта напоминают примитивизированное изображение креста. В 1937 г. Явленский написал последнюю из примерно семисот "Медитаций". В этом же году 72 его работы были конфискованы нацистами как "дегенеративное искусство". Произведения художника вместе с работами его немецких коллег демонстрировались в Мюнхене на печально известной выставке "Entartete Kunst" ( "дегенеративное искусство"). Произведения: "Женщина с пионами", (1909 г.); "Портрет хореографа А. Сахарова", (1909 г.); "Портрет хореографа А. Сахарова", (1909 г.); "Испанка", (1913 г.); "Деревня Сен-Пре", (1916 г.); "Мистическая голова", (1917 г.); "Абстрактная голова", (1922 г.); "Абстрактная голова", (1929 г.); "Медитация", (1935 г.); "Медитация", (1930-е гг.) и др. Умер (тяжелая болезнь - артрит явилась причиной прогрессирующего паралича рук и ног) в Висбадене. Знаменитая картина "Шокко в широкополой шляпе" - шедевр экспрессионизма 1910-х гг., вещь, в которой хорошо заметно размывание фигуративной составляющей перед шагом к абстракции. В 2008 г. картина была продана (Sotheby’s) за 8,4 миллиона фунтов (16,56 миллиона долларов). Явленский создал более трех с половиной тысяч произведений, его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях Европы и Америки.