ГРООТ, Георг ГРООТ, Георг. Портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком. 1743 г. ГРООТ, Георг. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1744 г. ГРООТ, Георг. Портрет вел. князя Петра Фёдоровича и вел. княгини Екатерины Алексеевны. 1745 г. ГРООТ, Георг. Портрет Екатерины Алeксеевны (будущей Екатерины II). 1745 г.
ГРООТ, Георг.
(Groot, Georg., 1716-1749) живописец-портретист, график, один из двух братьев, немецких художников, связавших свою жизнь с Россией. Родился в семье живописца Иоганна-Христофа Гроота в Штутгарте, Германия. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца, затем учился у различных мастеров Людвигсбурга. В 1736-1737 гг. вместе с художниками И. Вайсбродом и И. Феррадини был привлечен к работам по украшению и росписи комедийного домика в Людвигсбурге. Во второй пол. 1730-х гг. учился у саксонского придворного живописца А. Маниоки в Дрездене. В 1739-1740 гг. работал в Данциге. Был членом гильдии живописцев в Праге. В 1740 г. по приглашению генерал-губернатора В. Левендаля приехал в Ревель, был рекомендован Левендалем правительнице Анне Леопольдовне, в 1741 г. принят на русскую службу в качестве придворного живописца. Гроот - один из ведущих живописцев середины XVIII в. в России, привнесший в русскую живопись черты европейского рококо. Работал в основном как портретист, наиболее выразительны в его художественном наследии парадные полотна малых форм и так называемые "малые" портреты-картины. Его искусству присущи камерность, стремление к раскрытию душевного мира человека, легкость, в некоторых случаях фривольность трактовки, изысканность цветовой гаммы. Картины Грота, по выражению историка искусства О. Евангуловой, "сами по себе смотрятся как результат игровой затеи - низведения большого парадного изображения до меленького приятного украшения… эта метаморфоза таит в себе сведение государственного к частному, официального - к камерному, серьезного - к забавному". В 1742 г. вместе с Л. Каравакком и И. Вишняковым принимал участие в оформлении коронационных торжеств в Москве. В 1743 г. назначен на должность инспектора Императорской картинной галереи, занимался хранением и реставрацией картин, а также пополнением коллекции. В 1745 г. в Праге было приобретено собрание из 112 произведений для царскосельского дворца. В 1742-1746 гг. создал несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны, великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. Наиболее известен среди них "Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком" (1743 г.), получивший широкое распространение в копиях, а также в фарфоровой пластике, которая изготавливалась на Мейсенской мануфактуре. С 1743 г. по заданию Академии наук и художеств был обязан осуществлять надзор за выполнением копий со своих произведений в живописи, гравюре и миниатюре. Исполнил множество портретов придворных - П. Шувалова, Ф. Берхгольца, И. Лестока, А. Демидова, В. Долгорукова, П. Шереметева, семейные портреты Куракиных. В 1748-1749 гг. вместе с Г. Вебером написал иконы для церкви Вознесения в Царском Селе. Среди русских учеников художника - И. Аргунов, К. Белявский и др. Гроот рано ушел из жизни, причиной его преждевременной смерти, верояно, стала холера, эпидемия которой пришлась на конец 1740-х гг. Умер в Санкт-Петербурге. Гроот фактически стал основоположником русской портретной школы Нового времени. Он оказал значительное влияние на творчество ведущих отечественных живописцев XVIII в. - А. Антропова, Д. Левицкого, Ф. Рокотова. Произведения Гроота находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Музее-заповеднике "Павловск", Музее-заповеднике "Ораниенбаум", Музее-усадьбе "Кусково", Киевской картинной галерее, Музее изобразительных искусств в Будапеште, Государственном художественном музее Эстонии в Таллине и др. Mладший брат, Иоганн Гроот (1717-1806), был преимущественно анималистом. В России с 1743 г., до этого работал в Вене. Мастер виртуозно писал птичьи перья, мех животных, что прославило его еще на родине. За время пребывания в России он написал множество натюрмортов и сцен с животными и птицами.