МООР, Дмитрий МООР, Дмитрий. Ты записался добровольцем? 1920 г. МООР, Дмитрий. Архивная достопримечательность. 1917 г. МООР, Дмитрий. Красный подарок белому пану. 1920 г. МООР, Дмитрий. Помоги! 1921 г. МООР, Дмитрий. Ты чем помог фронту? 1941 г.
МООР, Дмитрий.
(Moor, Dmitry., 1883-1946) российский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката, педагог. Родился в Новочеркасске в семье горного инженера. В 1898 г. переехал с родителями в Москву. Систематического художественного образования не получил; в 1910 г. посещал школу-студию П. Келина. Первоначально работал в Мамонтовской типографии. С 1907 г. публиковал в печати свои политические и антибуржуазные карикатуры в различных журналах, сотрудничал с многими издательствами Москвы. В период работы в московском журнале "Будильник" принял псевдоним Моор (настоящая фамилия Орлов). Автор многочисленных агитационных антирелигиозных плакатов, карикатур и сатирических рисунков. Для Моора характерен экспрессивный, порой не лишённый черт гротеска контурный рисунок, резко очерчивающий плоскостное цветовое пятно. К 1917 г. Моор был сложившимся мастером сатирического рисунка, стремившимся служить своим искусством делу пролетарской революции. Со страстью и без колебаний выбрал для себя путь художника-агитатора, один из первых стал расписывать агитпоезда. Моор стал одним из основоположников советского политического плаката, стоял у истоков этого нового революционного искусства. После Октябрьской революции, в годы гражданской войны создал всемирно известные, полные экспрессии агитационные плакаты: "Торжественное обещание", "Петрограда не отдадим", "Кто против Советов" (все 1919 г.); "Ты записался добровольцем?", "Врангель ещё жив, добей его без пощады!", "Слава победителю красноармейцу!", "Все, что ты дашь, перешьется для Красной Армии", "Накануне всемирной революции!", "Чортова кукла", "Врангель еще жив, добей его без пощады!", "Накануне всемирной революции!", "Труд" (все 1920 г.); "Рождество", "Помоги!" (оба 1921 г.); "Я безбожник" (1924 г.), "Руки прочь!!!" (1929 г.) и многие др. Сатира Моора часто направлялась на религию, Белое движение, Антанту и буржуазный строй. Антирелигиозные рисунки многократно публиковались в журналах: "Будильник", "Безбожник у станка", "У станка", "Даешь", "Крокодил", в газете "Правда" и пользовались большой известностью за границей. В 1930-х гг. продолжал активную работу в плакате; в это время манера художника несколько меняется в сторону упрощения и уплощения, Моор отказывается от объёмов и лишних деталей. Предметы и фигуры становятся предельно лаконичными по форме; художник часто крупные пятна решает одним тоном и цветом, порой полностью отказавшись от полутонов, что приводит к усилению монументальности и как следствию выразительности. Моор автор иллюстраций к "Библии для верующих и неверующих" Е. Ярославского, поэмы "Хорошо" В. Маяковского (1940 г.). В годы Великой Отечественной войны рисовал плакаты, обличающие варварство и жестокость нацистских оккупантов, выполнил ряд выдающихся работ ("Ты чем помог фронту?" 1941 г., "Зверь ранен. Добьем фашисткого зверя!" 1943 г.). В 1941 и 1945 г. создал серию плакатов показывающих в неприглядном и жалком виде верхушку третьего рейха: "Все на "Г"" (1941 г.), "Он этого не любит", "Школа Геббельса", "Людоед Гитлер" (все 1945 г.). В них Моор выступает беспощадным судьёй в изображении зверств фашистских лидеров - Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера. Вместе с тем, в других произведениях этих лет, проникнутых национально-патриотической романтикой, преобладают мажорные, радостные настроения. Последними крупными работами художника стали циклы иллюстраций к "Слову о полку Игореве" (1944 г.) и поэме "Руслан и Людмила" А. Пушкина (1944-1945 гг.). Член объединения "Октябрь" (с 1928 г.). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932 г.). Член СХ СССР. Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1922-1930 гг.), Московском полиграфическом институте (1930-1932 гг.) и Московском художественном институте (1939-1943 гг.). Ученики: П. Караченцов, А. Каневский, А. Кокорин, Кукрыниксы, Ф. Решетников, Б. Пророков, В. Горяев, К. Урбетис. Умер Моор в Москве. В 1967 г. в Москве вышла автобиографическая книга: "Я - большевик". Самобытное, полное суровой гражданственности творчество Моора оставило яркий след в искусстве советской графики. Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Российской государственной библиотеке, Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, Музее современной истории России, Центральном музее Вооруженных Сил, Историко-мемориальном музее "Смольный", др. музеях и частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Испании, Португалии, США, Франции.