САВИЦКИЙ, Константин САВИЦКИЙ, Константин. Ремонтные работы на железной дороге. 1874 г. САВИЦКИЙ, Константин. Встреча иконы. 1878 г. САВИЦКИЙ, Константин. На войну. 1880-1888 гг.
САВИЦКИЙ, Константин.
(Savitsky, Konstantin., 1844-1905) живописец-жанрист, педагог. Родился в Таганроге, Область Войска Донского, Российская империя, в семье военного врача. Учился в Петербургской Академии художеств (класс исторической живописи, у профессоров Ф. Бруни, А. Маркова и П. Чистякова). В 1871 г. за отличное исполнение картины на библейский сюжет "Каин и Авель" он получил золотую медаль. После чего отправлен Академией художеств за границу, где по 1874 г. получал стипендию Императора Александра II. После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже. Творческий стиль художника (критический реализм) формировался под влиянием дружбы с И. Репиным, И. Крамским, М. Антокольским, с которыми Савицкий сблизился в Академии художеств, идей передвижничества. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878 г.). Для творчества Савицкого (преимущественно жанровые картины) характерны обличительная направленность, стремление передать сложную психологию народной массы, выразительность народного типажа, мастерство компоновки многофигурных сцен, тяготение к пленэрной живописи. В ряде произведений сцены народной жизни приобретают трагедийное звучание, передают остроту социального конфликта. В 1873 г. художник экспонировал несколько своих работ на II передвижной выставке, вызвав тем самым огромное недовольство Совета Академии художеств, который в том же году исключил Савицкого из учебного заведения, придравшись к первому подходящему поводу. В 1874 г. на III передвижной выставке художник представил картину "Ремонтные работы на железной дороге", сделавшую имя автора широко известным. Одно из наиболее значительных произведений художника отражает целое явление современной ему жизни, где главными героями становятся простые люди. Мастерски выстроенная многофигурная композиция прекрасно передает "хоровое начало", ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, работающих поденщиками на строительстве железной дороги. П. Третьяков приобрел ее для своей галереи, на вырученные от продажи деньги молодой художник смог выехать во Францию, где он изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В 1876 г. вернувшись в Россию (после трагической гибели жены) и поселившись в Динабурге, в последующие годы художник создал многофигурные картины "Встреча иконы" (1878 г., Третьяковская галерея, Москва) и "На войну" (1880-1888 гг., Русский музей, Санкт-Петербург), которые явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главной темой этих полотен стала судьба крестьянства, видимо в связи с этими работами Савицкого позднее назовут "Некрасовым в живописи". Преподавал живопись в Училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге (1883-1889 гг.), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891-1897 гг.) и Пензенском художественном училище (с 1897 г.; был директором). Ученики: Г. Горелов, Г. Савицкий, К. Юон. В 1895 г. петербургская Академия удостоила художника звания действительного члена Академии художеств. Создавал также иллюстрации, офорты и литографии. Отец советского живописца, академика Академии художеств СССР Г. Савицкого. Произведения: "Рыбаки" (1875 г.), "Темные люди" (1882 г.), "Поймали беглого" (1883 г.), "Спор на меже" (1884 г.), "Панихида в 9-й день на кладбище" (1885 г.), "В ожидании приговора суда", (1895 г.), "У мирового судьи" и др. Умер Савицкий в Пензе. Именем художника названы Пензенское художественное училище и Пензенская областная картинная галерея. В ней же открыт музей Савицкого. В 2011 г. на территории Губернаторского дома в Пензе установлен памятник живописцу.