| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф.


АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
БЕКСИНСКИ, Здислав. (Beksinski, Zdislav., 1929-2005)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОРЕТТИ, Теофил. (Boretti, Teofil-Eugeniusz., 1860-1910)
БРАНДЕЛЬ, Конрад. (Brandel, Konrad., 1838-1920)
БРАССЕ, Вильгельм. (Brasse, Wilhelm., 1917-2012)
БРОДОВСКИЙ, Антоний. (Brodowski, Antoni., 1784-1832)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БУЛГАК, Ян. (Bulhak, Jan., 1876-1950)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. (Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907)
ГЕРЫМСКИЙ, Александр. (Gierymski, Aleksander., 1850-1901)
ГЛАДЫШ, Ян. (Gladysz, Jan Krystian., 1762-1830)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. (Dunikowski, Xawery., 1875-1964)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗЕМЛА, Густав. (Zemla, Gustaw., 1931-)
ЗИМЛЕР, Йозеф. (Simmler, Jozef., 1823-1868)
КАСПРШИЦКИЙ, Винсент. (Kasprzycki, Wincenty., 1802-1849)
КОНЕЧНЫ, Марьян. (Konieczny, Marian., 1930-2017)
КОССАК, Войцех. (Kossak, Wojciech., 1856-1942)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕМПИЦКА, Тамара. (Tamara de Lempicka., 1898-1980)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАТЕЙКО, Ян. (Matejko, Jan., 1838-1893)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МИХАЛОВСКИЙ, Пётр. (Michalowski, Piotr., 1800-1855)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Александр. (Orlovsky, Alexander., 1777-1832)
ПАНКЕВИЧ, Юзеф. (Pankiewicz, Jozef., 1866-1940)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДАКОВСКИЙ, Генрих. (Rodakowski, Henryk., 1823-1894)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
СЕМИРАДСКИЙ, Генрих. (Semiradsky, Henry., 1843-1902)
СИКОРА, Станислав. (Sikora, Stanislaw., 1911-2000)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТАРАСЕВИЧ, Леон. (Tarasewicz, Leon., 1957-)
ТОМАШЕВСКИЙ, Генрих. (Tomaszewski, Henryk., 1914-2005)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ФАЯНС, Максимиллиан. (Fajans, Maksymilian., 1825-1890)
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. (Chelmonski, Jozef., 1849-1914)
ХОМЕНТОВСКАЯ, Софья. (Chometowska, Zofia., 1902-1991)
ЧЕХОВИЧ, Иосиф. (Czechowicz, Jozef., 1818-1888)
ШЕРМЕНТОВСКИЙ, Юзеф. (Szermentowski, Jozef., 1833-1876)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Бабье лето. 1875 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Бабье лето. 1875 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Лунный свет. 1877 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Лунный свет. 1877 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Возвращение с бала. 1879 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Возвращение с бала. 1879 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Четверка. 1881 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Четверка. 1881 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Куропатки на снегу. 1891 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Куропатки на снегу. 1891 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Пастух. 1897 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Пастух. 1897 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Аисты. 1900 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Аисты. 1900 г.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Казак на коне.
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. Казак на коне.

ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф.

(Chelmonski, Jozef., 1849-1914) известный польский живописец и иллюстратор, представитель демократического реализма. Родился в д. Бочки, недалеко от Лодзи. Его отец был художественно и музыкально талантлив, мать была влюблена в литературу и искусство. Первые уроки рисования брал у своего отца. В 1867-1872 гг. учился живописи в варшавской Школе изящных искусств и частным образом у художника В. Герсона (1831-1901). В 1872-1875 гг. продолжал образование в мюнхенской Академии искусств. В Мюнхене Хелмоньский был принят в Общество искусств, с участниками которого выставлял свои работы. Его первые картины были созданы под влиянием В. Герсона. В 1874 г. уехал в Украину, откуда вернулся в Варшаву. Хелмоньский любил писать пейзажи, особенно польские и украинские, а также жанровые и охотничьи сцены, соединяя правдивость в изображении крестьянского труда и быта с глубоким ощущением поэтической красоты родной природы, реже - портреты. Много и с большим мастерством изображал лошадей. Произведениям Хелмоньского присущи мягкие цветовые градации, интерес к проблемам освещения. В 1875 г. он уехал в Париж. Там получил признание критики и публики, представив на Салонах жанровые сцены из жизни польской деревни и полотна с изображением конных упряжек - знаменитых "Троек" и "Четверок", мчащихся по степям и сквозь заснеженные поля. Эти произведения активно покупали американские и европейские коллекционеры. Динамика лошадиного галопа, лихая гонка упряжек, витальность крестьянина, пытающегося сдержать разогнавшихся коней, натуралистический иллюзионизм, сложное построение перспективных изображений фигур животных и людей - все это "фирменный знак" Хелмоньского, за который его высоко ценили парижская критика и торговцы живописью и который представлялся публике определенной экзотикой. Достигнув технической виртуозности и выработав собственный стиль, Хелмоньский стал грешить самоповторами. Тем не менее, в парижский период были созданы произведения, вошедшие в канон польского реализма, такие, как пронизанная ностальгией "Ночь на Украине зимой" (1877 г.), отличающаяся безупречной композицией "Конная ярмарка в Балте" (1879 г.) и мчащаяся прямо на зрителя монументальная "Четверка. По степям" (1881 г.). В 1884-1892 гг. художник также сотрудничал в качестве иллюстратора с французским журналом "Le Monde Illustre". В этот период Хелмоньский совершил поездку в Италию, в 1872 и в 1874-1875 гг. путешествовал на Подолье и Украину, Волынь, Пинщину, в Полесье и Литву, впечатления от которых сыграли важную роль в формировании его творческого подхода. В работах Хелмоньского в полной мере проявился подход к творчеству, характерный для художника-реалиста XIX в., основа которого - отточенное до совершенства мастерство живописца и графика, а также умение внимательно наблюдать за природой. Тематика его картин была сфокусирована на деревне, в ней акцентировалась коренная польскость и украинская "родимость", показывались специфика того края, с которым он был связан эмоционально и образ которого был прочно запечатлен в его памяти ("Бабье лето", 1875 г.). В 1878-1887 гг. посетил Польшу, Вену и Венецию. В 1887 г. художник возвратился в Польшу, жил в Варшаве. В 1889 г. он купил имение в Кукловицах, в котором и жил до своей смерти. По возвращении на родину Хелмоньский сосредоточился на "чистом" пейзаже. В растянутых по горизонтали мазовецких полях, над которыми нависло свинцовое небо, он увидел достойную тему для живописи. Широкие пространства, украшенные весенним цветением лугов, песчаная дорога, вьющаяся среди полей, глади болот, речных разливов и прудов с играющими на них солнечными бликами - вот наиболее часто повторяющиеся мотивы позднего периода творчества Хелмоньского ("Пруд в Радзеёвице", 1899 г.; "Весна. Каченьце", 1908 г.). Ностальгическую ауру пейзажей подчеркивают птицы - чайки, журавли, цапли, болотные курочки и куропатки - зависшие в воздухе, кружащие над землей, выстроившиеся в клин ("Сойка. Иней", 1892 г.; "Встреча солнца. Журавли", 1910 г.). Все его работы были созданы в мастерской. Произведения: "Журавли" (1870 г.), "Журавли улетают" (1871 г.), "В конюшне" (1872 г.), "Дело у войта" (1873 г.), "Украинская четверка" (1873 г.), "Во время дождя" (1873 г.), "На фольварке" (1875, г.), "Лунный свет" (1877 г.), "У корчмы" (1877 г.), "Испытание четверки" (1878 г.), "Оберек" (1878 г.), "Четверка" (1881 г.), "Деревенский рынок" (1882 г.), "Нападение волков" (1883 г.), "Концерт" (1890 г.), "Куропатки на снегу" (1891 г.), "Висла" (1895 г.), "Перед бурей" (1896 г.), "Аисты" ( 1900 г.), "Автопортрет" (1902 г.), "Крест" (1905 г.), "Днестр в ночи" (1906 г.) и др. Хелмоньский активно участвовал в выставках; с 1869 г. он демонстрировал свои работы в варшавском Обществе поощрения изящных искусств, а с 1871 г. - в краковском Обществе друзей изящных искусств. В 1880-1906 гг. выставлялся в варшавском Салоне. Во время своего пребывания в Париже участвовал в Салонах (1876, 1878, 1882 гг.). Демонстрировал свое искусство в Чикаго (1893 г.), Вене (1898 г.) и Дюссельдорфе (1904 г.). Его персональные выставки проходили в Варшаве (1890, 1907, 1917, 1924, 1927 гг.), Кракове (1907 г.) и Львове (1907 г.). Был отмечен многими наградами, в частности, главным призом Всемирной выставки в Париже (1889 г.), а также золотой медалью на выставке в Стеклянном дворце в Мюнхене (1894 г.) и на Всемирной выставке искусства в Сан-Франциско (1894 г.). В 1897 г. он был назначен почетным председателем созданного в Кракове Общества польских художников "Искусство". Умер в Куклювка Зажечна, Мазовия. Живопись Хелмоньского стала одним из символов национальной идеи для поколений поляков. Работы художника хранятся в Национальном музее в Варшаве, многих музеях и галереях Польши, других стран, частных собраниях. Его картина "Четверка в дождливый день" (1885 г.) была продана за 110 500 долларов в 2009 г. на аукционе Sotheby`s (Нью-Йорк); картина "Закат на вечнозелёных угодьях" была продана в 2015 г. на торгах в Аукционном доме "Агра-Арт" за 940 000 злотых.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024