| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ПРУШИНСКИЙ, Антоний.


АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
БЕКСИНСКИ, Здислав. (Beksinski, Zdislav., 1929-2005)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОРЕТТИ, Теофил. (Boretti, Teofil-Eugeniusz., 1860-1910)
БРАНДЕЛЬ, Конрад. (Brandel, Konrad., 1838-1920)
БРАССЕ, Вильгельм. (Brasse, Wilhelm., 1917-2012)
БРОДОВСКИЙ, Антоний. (Brodowski, Antoni., 1784-1832)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БУЛГАК, Ян. (Bulhak, Jan., 1876-1950)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. (Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907)
ГЕРЫМСКИЙ, Александр. (Gierymski, Aleksander., 1850-1901)
ГЛАДЫШ, Ян. (Gladysz, Jan Krystian., 1762-1830)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. (Dunikowski, Xawery., 1875-1964)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗЕМЛА, Густав. (Zemla, Gustaw., 1931-)
ЗИМЛЕР, Йозеф. (Simmler, Jozef., 1823-1868)
КАСПРШИЦКИЙ, Винсент. (Kasprzycki, Wincenty., 1802-1849)
КОНЕЧНЫ, Марьян. (Konieczny, Marian., 1930-2017)
КОССАК, Войцех. (Kossak, Wojciech., 1856-1942)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕМПИЦКА, Тамара. (Tamara de Lempicka., 1898-1980)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАТЕЙКО, Ян. (Matejko, Jan., 1838-1893)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МИХАЛОВСКИЙ, Пётр. (Michalowski, Piotr., 1800-1855)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Александр. (Orlovsky, Alexander., 1777-1832)
ПАНКЕВИЧ, Юзеф. (Pankiewicz, Jozef., 1866-1940)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДАКОВСКИЙ, Генрих. (Rodakowski, Henryk., 1823-1894)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
СЕМИРАДСКИЙ, Генрих. (Semiradsky, Henry., 1843-1902)
СИКОРА, Станислав. (Sikora, Stanislaw., 1911-2000)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТАРАСЕВИЧ, Леон. (Tarasewicz, Leon., 1957-)
ТОМАШЕВСКИЙ, Генрих. (Tomaszewski, Henryk., 1914-2005)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ФАЯНС, Максимиллиан. (Fajans, Maksymilian., 1825-1890)
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. (Chelmonski, Jozef., 1849-1914)
ХОМЕНТОВСКАЯ, Софья. (Chometowska, Zofia., 1902-1991)
ЧЕХОВИЧ, Иосиф. (Czechowicz, Jozef., 1818-1888)
ШЕРМЕНТОВСКИЙ, Юзеф. (Szermentowski, Jozef., 1833-1876)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний
ПРУШИНСКИЙ, Антоний
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. Портрет классика белорусской литературы В. Дунина-Марцинкевича. 1861-1862 гг.  Минск.
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. Портрет классика белорусской литературы В. Дунина-Марцинкевича. 1861-1862 гг. Минск.
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. Портрет матери, Розы Прушинской.  Минск. 1858 г.
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. Портрет матери, Розы Прушинской. Минск. 1858 г.

ПРУШИНСКИЙ, Антоний.

(Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895) белорусский, российский и польский фотограф. Начало фотографии в Беларуси и в Минске связано с именем Прушинского. Родился в имении Осинцы Вилейского уезда Минской губернии. Его родителями являлись шляхтич, граничный судья, владелец имения Осинцы Антоний Прушинский (1796-1873 гг.) и Роза Станьская. Прушинский имел природную склонность к творчеству, изучал фотодело за границей. В 1850 г. Прушинский открыл в Минске дагеротипную мастерскую, которая располагалась на ул. Францисканской (позже - Губернаторская, теперь - ул. Ленина). Дагеротипия - ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй пол. XIX в. более дешевыми и удобными процессами. Для создания изображения дагеротипа требовалась тщательно отполированная серебряная поверхность. Обычно серебро наносилось тонким слоем на медную пластинку, однако кроме меди были пригодны и другие материалы, такие как латунь. Пластинка могла быть серебряной и целиком. Получаемые с помощью технологии дагеротипы выглядят не так, как современные фотоснимки, а напоминают отражение в зеркале. Их изображение состоит из амальгамы, образующейся при взаимодействии серебра и ртути, поэтому дагеротипия часто называлась "зеркалом с памятью". В зависимости от наклона пластинки к источнику света при рассматривании, дагеротип может выглядеть как позитив и как негатив. В первые годы развития светописи (тогда еще дагеротипии) увлекались съемкой в основном богатые люди, так как это было дорогим занятием. С восходом солнца перед достопримечательными сооружениями в городах расставляли свои незамысловатые аппараты фотографы и терпеливо ждали, пока солнечные лучи произведут магическое действие на светочувствительную пластину. Среди первых фотографов были художники, изобретатели в области техники или предприимчивые ремесленники. Павильоны первых фотографов были со стеклянной стеной или стеклянным потолком. Дагеротипы изготовлялись разных размеров, от миниатюрных, которые вставлялись в перстень или медальон, до "кабинетного" размера. Выдержка при съемке длилась в ясную погоду несколько секунд, в пасмурную - до полуминуты. В павильонах были узорчатые драпировки, фоны с обоями разного цвета. На столиках были разложены предметы, которые хорошо получались на дагеротипах. К спинке кресел обязательно приставляли держатели для головы, иначе нельзя было получить четкого изображения при длительной выдержке. Кроме павильона существовало еще одно помещение - темная комната, лаборатория, где происходили все "таинства" - изготовление и проявление пластинок. Дагеротипы ретушировались, раскрашивались кисточками, как миниатюры, причем часто известными художниками. Некоторые исследователи утверждают, что в Минске была фотомастерская, основанная уже в 1839 г., почти сразу после того, как во Франции стало известно изобретение фотографии Луи Дагером. Скорее всего, эту фотомастерскую основал отец Прушинского - Антоний Прушинский. В 1850-е гг. в Минске пребывал русский художник-живописец Лавр Плахов (1810-1881), увлекшийся художественной фотографией и занимавшийся изготовлением дагерротипов. В нач. 1860-х гг. наряду с фотографией Прушинского, в Минске существовала и фотомастерская - Якова Брафмана (1824-1879). Самая ранняя белорусская фотография, о которой сегодня известно, 1858 года - на ней изображена мать Прушинского. Самая известная работа Прушинского, дошедшая до наших дней - это портрет белорусского поэта и драматурга, классика белорусской литературы, театрального и общественного деятеля Винцента Дунина-Марцинкевича, сделанный в 1861-1862 гг. в мастерской автора. На фотографии Дунин-Марцинкевич одет в "чамарку" - военную форму повстанцев - сюртук из серого сукна с полосами на груди. На обороте надпись на польском языке "ZAKLAD FOTOGRAFICZNY A. PROSZYNSKIEGO w MinskuLitewskim" ("Фотоателье А. Прушинского в Минск-Литовском"). Наибольшей популярностью у клиентов минских фотографий в этот период пользовался портрет. Заказчику дагеротипный портрет обходился в 25 царских рублей. Выполнялись одиночные и групповые портреты, съемки городских видов, архитектурных зданий, пейзажей, фоторепродукции икон и картин, что приносило неплохой доход. Фотограф автор группового портрета революционеров (на фото сам Антоний Прушинский, Михал Добровольский, Богуслав Семирадский, Валерий Володько, Ян Новаковский, Юзеф Любичанковский, Кароль Станкевич, Юзеф Бартошевич и Николай Короткевич; Минск, 1861 г.), группы интеллигенции (Минск, нач. 1860-х гг.), портретов повстанца Воловича (Минск, кон. 1850-х - 1860-е гг.), новогрудского шляхтича Владислава Гациского (Минск, 1863 г.) и др. Прушинский был участником восстания К. Калиновского, за что был арестован и в 1863 г. был сослан в Сибирь с конфискацией имения. Наказание отбывал в Каинском округе Томской губернии (ныне Новосибирская область). В 1864-1873 гг. находился в Томске. Там он содержит небольшую фотомастерскую, основой для открытия которой становится фотооборудование, перевезенное из Минска. С 1873 г. Прушинские жили уже в Варшаве. Там на протяжении 1874-1895 гг. Прушинский вновь организовывает фотомастерскую. Умер в Варшаве (район Прага). Старший сын Конрад (1851-1908) - известный издатель, писатель, автор одного из первых польских букварей, также был фотографом-любителем; внук Казимир (1875-1945) - польский изобретатель, один из родоначальников кинематографа этой страны, автор сюжетов и кинорежиссер первых документальных и игровых фильмов.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024