АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
БУЛГАК, Ян. (Bulhak, Jan., 1876-1950)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ГЛАУБИЦ, Иоганн. (Glaubitz, Johann., 1700-1767)
ДАМЕЛЬ, Ян. (Damel, Jan., 1780-1840)
ДИХАВИЧЮС, Римантас. (Dichavicius, Rimantas., 1937-)
ДОБУЖИНСКИЙ, Мстислав. (Dobuzhinsky, Mstislav., 1875-1957)
ЖМУЙДЗИНАВИЧЮС, Антанас. (Zmuidzinavicius, Antanas., 1876-1966)
ЙОКУБОНИС, Гедиминас. (Jokubonis, Gediminas., 1927-2006)
КАЛПОКАС, Пятрас. (Kalpokas, Petras., 1880-1945)
КРАСАУСКАС, Стасис. (Krasauskas, Stasys., 1929-1977)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ПУНДЗЮС, Бронюс. (Pundzius, Bronius., 1907-1959)
РУСЕЦКИЙ, Канут. (Rusetsky, Kanut., 1801-1860)
РУСТЕМ, Ян. (Rustem, Jan., 1762-1835)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
СЕРГИЕВИЧ, Петр. (Sergievich, Peter., 1900-1984)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СУТКУС, Антанас. (Sutkus, Antanas., 1939-)
ТАРАСЕВИЧ, Александр. (Tarasevich, Alexander., 1640-1727)
ТЫШКЕВИЧ, Бенедикт. (Tyszkiewicz, Benedict., 1852-1935)
ЧЕМОДУРОВ, Евгений. (Chemodurov, Evgeniy., 1914-2006)
ЧЕХОВИЧ, Иосиф. (Czechowicz, Jozef., 1818-1888)
ЧЮРЛЁНИС, Микалоюс. (Ciurlionis, Mikalojus., 1875-1911)
|
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. Адам Мицкевич на горе Аю-Даг. 1827-1828 гг.
ВАНЬКОВИЧ, Валентий
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. Андрей Товянский. 1830 г.
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. Женщина раскладывает пасьянс. 1829 г.
ВАНЬКОВИЧ, Валентий.
(Vankovich, Valenty., 1800-1842) известный живописец, яркий представитель романтизма. Творчество Ваньковича связано с художественной жизнью Белоруссии, Литвы и Польши. Один из немногих белорусских художников ХIХ в., не только оставивший след в отечественной культуре, но и получивший известность далеко за пределами Отечества. Родился в поместье Колюжица Игуменского повета Минской губернии (сейчас Березинский р-н) в семье потомственного уездного судьи, владельца богатого имения. Детские годы прошли в с. Слепянка под Минском. Получил прекрасное образование — закончил Полоцкий иезуитский коллегиум, отделение литературы и искусства Виленского университета (1818-1824 гг., учился у Я. Рустема), Петербургскую академию художеств (учился с 1824 г.). Дружил с выдающимися людьми, написал портреты многих из них - пианистки М. Шимановской, скрипача К. Липиньского, поэта А. Пушкина, членов семьи Монюшко. В 1827 г. Ванькович решил создать параллельные портреты поэтических гениев – А. Пушкина и А. Мицкевича, который тогда вернулся в Петербург после ссылки в Одессу и Москву. Мицкевич во время этой ссылки совершил морское путешествие в Крым, следствием чего стало издание "Крымских сонетов". Под влиянием его сонетов художник выбрал для Мицкевича фоном скалу Аю-Даг. Пушкин был изображен в коротком испанском плаще альмавива, погруженным в поэтические раздумьи под сенью дерева. Портрет Пушкина не произвел должного впечатления, возможно потому, что был непривычен публике колоритным решением. Он долго хранился в усадебной коллекции картин в Большой Слепянке и пропал в 1863 г., когда имение было конфисковано за участие в восстании Я. Ваньковича, сына художника. Сохранился, однако, подготовительный набросок Ваньковича к этой картине. Иная судьба ждала работу "Адам Мицкевич на горе Аю-Даг": выставленная в 1828 г. в Академии художеств картина принесла Ваньковичу известность. Благодаря мицкевичской теме Ванькович заслужил почетное место классика в польском, литовском и белорусском искусстве, поскольку оказался первым художником, который запечатлел для потомков вдохновенный образ создателя "Гражины", "Свитязи", "Пана Тадеуша". Портрет получил такую популярность, что Ваньковичу пришлось выполнить несколько живописных копий, в том числе копию ему заказал и сам герой картины. Ванькович создал и удачный образ поэта для литографии. В 1829 г. Ванькович вернулся в Минск уже известным художником, автором "Портрета А. Мицкевича". Здесь у него две мастерские - в Малой Слепянке и в Минске вместе с другом Чеславом Монюшко, отцом знаменитого композитора Станислава Монюшко. Он много работает в это время, пишет портреты родственников, друзей. Среди них - портрет жены Анели Ростоцкой с тремя детьми, портрет сестры Станиславы Горновской, портреты Песецких, Тавяньских, слонимского предводителя дворянства Войцеха Пусловского и членов его семьи. За портреты, "писанные с натуры", Академия художеств в 1832 г. удостоила его звания "назначенного", предложив написать в 1833 г. программу на звание академика. Сложная политическая обстановка после 1830 г. и желание увидеть картины великих художников эпохи Возрождения побуждают Ваньковича покинуть Минск в 1839 г. Валентий за свои деньги едет за границу. Он останавливается в музеях Мюнхена, Дрездена, Берлина, копирует работы древних мастеров. В конце 1841 г. Ванькович приехал в Париж и остановился у своего лучшего друга А. Мицкевича. В это время он уже серьезно болен, но несмотря на это много работает. Пишет полотно "Апофеоз Наполеона", "Наполеон, плачущий над картой Европы", иконы "Евангелист Иоанн" и "Святая Клара", а также пишет предсмертный автопортрет. Болезнь прогрессирует (сердечная недостаточность) и 12 мая 1842 г., продиктовав другу Адаму завещание, он умирает. Художник прожил 42 года и умер вдали от родины в расцвете творческих сил, оставив после себя галерею превосходных романтических портретов. В истории европейской культуры имя Ваньковича связано творческими узами с именами Мицкевича и Пушкина. Работы Ваньковича можно увидеть в музеях Кракова, Парижа, Вильнюса, Санкт-Петербурга и других музеях мира. Дом-музей Ваньковичей - филиал Национального Художественного музея в Минске. В музее художника храниться богатая коллекция фотоматериалов, копий документов и произведений художника. |