ВОЙЧЕНКО, Сергей ВОЙЧЕНКО, Сергей. Эх, в яблочко... В соавторсте с В. Цеслером. 1996 г.
ВОЙЧЕНКО, Сергей.
(Vojchenko, Sergey., 1955-2004) белорусский художник-график, живописец, скульптор, дизайнер. Родился в Мариуполе (бывший Жданов, Украина) в семье моряка. С четырёх лет - в Минске. В 1974 г. окончил художественную школу (отделение скульптуры, 1969-1974), а в 1975 г. поступил в Академию Искусства на факультет дизайна, где, собственно, и познакомился со своим соавтором В. Цеслером. В 1984 г. защитил диплом серией плакатов "История Минска". За 25 лет совместной работы (1978-2004 гг.) Войченко в творческом дуэте с В. Цеслером художники (до 1990 г. они работали с А. Шелютто) стали обладателями более 40 наград международных конкурсов, биеннале и фестивалей плаката. Предмет особого интереса художников в плакате – устойчивые клише, константы массового сознания. Постоянный источник тем – живая речь, язык в его связи с изобразительностью. Характерен парадокс как первичный конструкт образа. Принцип работы в плакате – синтез, концентрация, сжатие, сгущение, сплав. Нередко в работе над плакатом или подготовке к живописи художникам приходится делать какой-либо скульптурный объект, в котором надо использовать различные материалы и технологии. Художники обращаются к различным темам: должное внимание уделено военному и историческому, социальному и культурно-зрелищному плакату. Освоение плакатной специфики, осознание ее функциональной природы позволили им выработать собственный плакатный стиль, отличающийся пластической выразительностью, остротой выдумки, большим чувством юмора ("Башмачок", "Косточка", "Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Белорусского военного округа", 1991 г.). Для театральных плакатов характерны неожиданность решений, интрига, вызывающая у зрителя желание посмотреть постановку ("Дни фортепианного джаза", 1987 г.; "Сказки Гофмана", 1987 г.; "Дон Карлос", 1987 г.; "Война и мир"; "Лебединое озеро"; "Марк Мерман", 1995 г.; "Jazz tour", 1998 г. и др.). Наиболее значимые работы в плакате: "От международного года мира - к миру без войн и оружия", 1986 г.; "Война несет людям...", 1988 г.; "Афган", 1989 г.; "Forbidden Fruit", 1994 г.; "Contemporary art+centre "VITA NOWA", 1995 г.; "Made in NEW RUSSIA", 1995 г.; "Эх, в яблочко...", 1996 г. и др. Созданные произведения разнообразны по эмоциональным оттенкам: сатирические, лирические, драматические. Круг интересов Войченко достаточно широкий. Художнику удалось найти новые аспекты и смысловые варианты обыденных бытовых вещей, к которым мы давно привыкли: вилка, стул, футляр, бутерброд... Войченко, как и Цеслер - белорусский художник, работа которого оказалась в Лувре (музей рекламы, "Вудсток. 30 лет. - Levi`s", совместно с Цеслером). Войченко скоропостижно скончался 9 декабря 2004 г.