БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд. Зимний сон. 1911 г. БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд. Час тишины. Озеро Удомля. 1911 г. БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд. Лед прошел. 1930 г. БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд. Вешние воды. 1930 г. БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд. Задумчивые дни осени. 1932-1942 гг. БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд. Белоруссия. Вновь расцвела весна. 1947 г. БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд. Быстрая речка. 1908 г. БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд. Ранняя весна. 1953 г.
БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд.
(Bjalynitsky-Birulya, Vitold., 1872-1957) белорусский и русский живописец-пейзажист. Действительный член Академии художеств СССР, Народный художник БССР (1944 г.) и РСФСР (1947 г.). Родился в селе Крынки близ Белыничей (ныне Могилевская область, Белоруссия) в семье помещика. Учился в Киевской рисовальной школе Н. Мурашко (1885–1889 гг.) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1897 гг.) у И. Прянишникова, С. Коровина и В. Поленова. Был членом "Товарищества передвижников", "Союза русских художников", "Общества имени А.Куинджи". Один из организаторов и член АХРР. Жил преимущественно в Москве. Продолжил традиции русского лирического пейзажа XIX в. – лирически-эмоционального, отмеченного живой, "этюдной" легкостью красочного письма и любовью к переходным (в особенности весенним) состояниям природы. В 1908 г. за картину "Дни ранней весны" получает звание академика живописи. В 1909 г. удостоен золотой медали Международной художественной выставки в Мюнхене за картину "Час тишины". Его наиболее известное полотно этого периода "Весна" (1912 г.) выдает тесную связь творчества пейзажиста с поэтикой И. И. Левитана. Об этой картине И. Репин писал ее автору: "Я так привык освежаться душой перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы". После 1917 г. Бялыницкий-Бируля, подобно В. Бакшееву, К Ф. Юону, И. Э. Грабарю, стал одним из основных хранителей традиций русского реалистического пейзажа. Большое место в его творчестве заняли изображения памятных мест, связанных с жизнью и творчеством деятелей русской культуры: в 1928 г. им была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны - усадьбы Л. Толстого, в 1937 г. - виды Пушкинских Гор, в 1942 г. - пейзажи с изображением усадьбы П. Чайковского в Клину. В 1944 г. Бялыницкий-Бируля создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска. Летом 1947 г. художник писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком еще с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретенная за многие годы творческой работы. Полотнам Бялыницкого-Бирули присущи благородство, одухотворенность и поэтическая ясность. Умер Бялыницкий-Бируля в Москве. Посмертно вышла его мемуарно-очерковая книга "Из записок художника" (1958 г.). В Могилёве открыт Музей Бялыницкого-Бирули (1982 г.).